Фундамент мастерства
Более 55 лет назад Ислам Казиев окончил актерскую студию Кумыкского театра при Театральном училище им. Б. Щукина. Сегодня он известный режиссер, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист Дагестана, Абхазии, мастер-педагог и заведующий кафедрой актерского мастерства факультета культуры ДГУ, режиссер Кумыкского театра, кавалер ордена Дружбы.
Режиссерской науке он учился на курсе Анатолия Эфроса в Москве. Вместе с ним занимались любознательные ребята, которые пробудили в молодом человеке разносторонние интересы: он увлекся посещением музеев, выставок, вернисажей, произведениями художников, писал сценарии, рассказы и драматические сцены. А. Эфрос учил ребят самостоятельно мыслить, находить неординарные решения. Кроме того, он заставлял своих студентов ежевечерне ходить в московские театры и смотреть спектакли разных режиссеров, анализировать их, видеть их удачные находки и недостатки.
Характерной чертой режиссерских опытов Ислама Казиева становится стремление к жанровому многообразию творческих поисков и воспитанию артистов на разных, порой полярных художественно-стилистических произведениях, позволяющих открыть богатый и многообразный арсенал актерских возможностей, выявить их потенциальные способности. Эти упражнения на добротном драматургическом материале позволяли самому режиссеру строить интересные и неожиданные смысловые конструкции, а для артистов были хорошей школой мастерства. В подтверждение данного постулата можно обратиться к спектаклю «День чудесных обманов» Р. Шеридана. Театральность, легкость, импровизационность, обилие выдумок, буйство красок, мелодичность и красочность музыки – все исходит из общего идейно-художественного замысла режиссера.
На снимке: спектакль «Невыплаканные слезы» по фронтовым дневникам Э. Капиева. Режиссер И. Казиев