X
09:46 16.10.2018

Где познать культуру предков?

Большинство дагестанских школьников не знают культуру, традиции и обычаи своего народа. Возникает вопрос: чему их учат на уроке «Культура и традиции народов Дагестана» и чему учат дома? С родителями более или менее все понятно – в последнюю очередь их беспокоят уроки, связанные с Дагестаном. А вот со школой все не так однозначно. О непростой ситуации вокруг предмета и этнокультурной неграмотности населения рассказывает автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по «Культуре и традициям народов Дагестана», отличник просвещения РФ, заслуженный деятель науки РД, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ДГПУ» Шайдабег Мирзоев.

– Анализ учебных планов на новый учебный год показывает, что более 25 лет обязательный для учащихся 4, 8, 9, 10, 11 классов предмет «Культура и традиции народов Дагестана» теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и по желанию учащихся. Надо сказать, что некоторые директора школ даже в то время, когда предмет являлся обязательным, не уделяли ему должного внимания, – считает ученый.

Шайдабег Мирзоев задается вопросом: компетентны ли директора школ решать – обучать или не обучать детей культуре и традициям народов Дагестана, в то время как они сами нуждаются в культурологическом образовании?

– Если руководители учебных заведений действительно являются патриотами своего народа, своей республики, они, безусловно, должны настаивать на введении предмета КТНД в учебный план. В большинстве же своем, как нам известно, директора школ учебные планы никогда не составляли, а пользовались рекомендуемыми Минобрнауки РФ и РД. А разве у учащихся начальных классов могут быть устойчивые желания и интересы, чтобы открыто проявлять свои стремления к изучению данного предмета? Сегодня решается один из важнейших образовательных вопросов – единого подхода к воспитанию учащихся на ценностях дагестанской национальной культуры. Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более важную проблему, чем проблема возрождения культуры и духовно-нравственных ценностей, издревле присущих народам России. Особенно остро стоит эта проблема в связи с многолетними кризисами в области политики, экономики, в социальных и духовных сферах российского общества, – рассуждает Шайдабег Мирзоев.

По его мнению, сегодняшней дагестанской молодежи чуждо все, что связано с культурой Дагестана, ей куда ближе культура Запада. Одной из причин слабой культурологической подготовки учащихся он называет неверно расставленные педагогами акценты на уроках.

– Культуру преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники – помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников».

– Как автор большинства обще­образовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана напоминаю: целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, на основах веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана, – разъясняет педагог. – Это очень важно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском и в дагестанском социуме. В этой связи при изучении культурологических предметов, в частности, и при организации учебно-воспитательного процесса в особенности возникает необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как этнопедагогика Дагестана. Она как учебная дисциплина изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в более чем полутора тысячах школ республики на сей день работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся.

На вопрос, как восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности, Ш. Мирзоев отвечает, что в условиях низкой обеспеченности дагестанских школ учебной и методической литературой необходимо обращаться к библиотекам. Нужно вести курсы повышения квалификации, семинары с привлечением ведущих детских и юношеских библиотек республики.

Содержание дагестанской национальной культуры впервые в этнопедагогическом аспекте более широко и доступно освещается в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. По мнению моего собеседника, повышать этнокультурную грамотность населения нужно, объединив силы всех министерств и ведомств. Школам он рекомендует чаще проводить мастер-классы по видам народных ремесел, встречи с земледельцами, животноводами, аксакалами, этнографами, спортсменами… Устраивать викторины и конкурсы на знание традиций народов Дагестана.

Словом, способов заинтересовать школьников предметом множество, было бы желание их учить. И не стоит утверждать, что ученики стали хуже. Какой учитель – такие ученики. Детей надо уметь мотивировать и уметь с ними общаться.

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

22
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

8
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

10
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

40
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

68
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

83
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...