Где познать культуру предков?
Большинство дагестанских школьников не знают культуру, традиции и обычаи своего народа. Возникает вопрос: чему их учат на уроке «Культура и традиции народов Дагестана» и чему учат дома? С родителями более или менее все понятно – в последнюю очередь их беспокоят уроки, связанные с Дагестаном. А вот со школой все не так однозначно. О непростой ситуации вокруг предмета и этнокультурной неграмотности населения рассказывает автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по «Культуре и традициям народов Дагестана», отличник просвещения РФ, заслуженный деятель науки РД, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ДГПУ» Шайдабег Мирзоев.
– Анализ учебных планов на новый учебный год показывает, что более 25 лет обязательный для учащихся 4, 8, 9, 10, 11 классов предмет «Культура и традиции народов Дагестана» теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и по желанию учащихся. Надо сказать, что некоторые директора школ даже в то время, когда предмет являлся обязательным, не уделяли ему должного внимания, – считает ученый.
Шайдабег Мирзоев задается вопросом: компетентны ли директора школ решать – обучать или не обучать детей культуре и традициям народов Дагестана, в то время как они сами нуждаются в культурологическом образовании?
– Если руководители учебных заведений действительно являются патриотами своего народа, своей республики, они, безусловно, должны настаивать на введении предмета КТНД в учебный план. В большинстве же своем, как нам известно, директора школ учебные планы никогда не составляли, а пользовались рекомендуемыми Минобрнауки РФ и РД. А разве у учащихся начальных классов могут быть устойчивые желания и интересы, чтобы открыто проявлять свои стремления к изучению данного предмета? Сегодня решается один из важнейших образовательных вопросов – единого подхода к воспитанию учащихся на ценностях дагестанской национальной культуры. Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более важную проблему, чем проблема возрождения культуры и духовно-нравственных ценностей, издревле присущих народам России. Особенно остро стоит эта проблема в связи с многолетними кризисами в области политики, экономики, в социальных и духовных сферах российского общества, – рассуждает Шайдабег Мирзоев.
По его мнению, сегодняшней дагестанской молодежи чуждо все, что связано с культурой Дагестана, ей куда ближе культура Запада. Одной из причин слабой культурологической подготовки учащихся он называет неверно расставленные педагогами акценты на уроках.
– Культуру преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники – помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников».
– Как автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана напоминаю: целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, на основах веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана, – разъясняет педагог. – Это очень важно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском и в дагестанском социуме. В этой связи при изучении культурологических предметов, в частности, и при организации учебно-воспитательного процесса в особенности возникает необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как этнопедагогика Дагестана. Она как учебная дисциплина изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в более чем полутора тысячах школ республики на сей день работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся.
На вопрос, как восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности, Ш. Мирзоев отвечает, что в условиях низкой обеспеченности дагестанских школ учебной и методической литературой необходимо обращаться к библиотекам. Нужно вести курсы повышения квалификации, семинары с привлечением ведущих детских и юношеских библиотек республики.
Содержание дагестанской национальной культуры впервые в этнопедагогическом аспекте более широко и доступно освещается в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. По мнению моего собеседника, повышать этнокультурную грамотность населения нужно, объединив силы всех министерств и ведомств. Школам он рекомендует чаще проводить мастер-классы по видам народных ремесел, встречи с земледельцами, животноводами, аксакалами, этнографами, спортсменами… Устраивать викторины и конкурсы на знание традиций народов Дагестана.
Словом, способов заинтересовать школьников предметом множество, было бы желание их учить. И не стоит утверждать, что ученики стали хуже. Какой учитель – такие ученики. Детей надо уметь мотивировать и уметь с ними общаться.