Купить PDF-версию
07:55 | 30 мая, Пт
Махачкала
X
09:46 16.10.2018

Где познать культуру предков?

Большинство дагестанских школьников не знают культуру, традиции и обычаи своего народа. Возникает вопрос: чему их учат на уроке «Культура и традиции народов Дагестана» и чему учат дома? С родителями более или менее все понятно – в последнюю очередь их беспокоят уроки, связанные с Дагестаном. А вот со школой все не так однозначно. О непростой ситуации вокруг предмета и этнокультурной неграмотности населения рассказывает автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по «Культуре и традициям народов Дагестана», отличник просвещения РФ, заслуженный деятель науки РД, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ДГПУ» Шайдабег Мирзоев.

– Анализ учебных планов на новый учебный год показывает, что более 25 лет обязательный для учащихся 4, 8, 9, 10, 11 классов предмет «Культура и традиции народов Дагестана» теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и по желанию учащихся. Надо сказать, что некоторые директора школ даже в то время, когда предмет являлся обязательным, не уделяли ему должного внимания, – считает ученый.

Шайдабег Мирзоев задается вопросом: компетентны ли директора школ решать – обучать или не обучать детей культуре и традициям народов Дагестана, в то время как они сами нуждаются в культурологическом образовании?

– Если руководители учебных заведений действительно являются патриотами своего народа, своей республики, они, безусловно, должны настаивать на введении предмета КТНД в учебный план. В большинстве же своем, как нам известно, директора школ учебные планы никогда не составляли, а пользовались рекомендуемыми Минобрнауки РФ и РД. А разве у учащихся начальных классов могут быть устойчивые желания и интересы, чтобы открыто проявлять свои стремления к изучению данного предмета? Сегодня решается один из важнейших образовательных вопросов – единого подхода к воспитанию учащихся на ценностях дагестанской национальной культуры. Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более важную проблему, чем проблема возрождения культуры и духовно-нравственных ценностей, издревле присущих народам России. Особенно остро стоит эта проблема в связи с многолетними кризисами в области политики, экономики, в социальных и духовных сферах российского общества, – рассуждает Шайдабег Мирзоев.

По его мнению, сегодняшней дагестанской молодежи чуждо все, что связано с культурой Дагестана, ей куда ближе культура Запада. Одной из причин слабой культурологической подготовки учащихся он называет неверно расставленные педагогами акценты на уроках.

– Культуру преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники – помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников».

– Как автор большинства обще­образовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана напоминаю: целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, на основах веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана, – разъясняет педагог. – Это очень важно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском и в дагестанском социуме. В этой связи при изучении культурологических предметов, в частности, и при организации учебно-воспитательного процесса в особенности возникает необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как этнопедагогика Дагестана. Она как учебная дисциплина изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в более чем полутора тысячах школ республики на сей день работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся.

На вопрос, как восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности, Ш. Мирзоев отвечает, что в условиях низкой обеспеченности дагестанских школ учебной и методической литературой необходимо обращаться к библиотекам. Нужно вести курсы повышения квалификации, семинары с привлечением ведущих детских и юношеских библиотек республики.

Содержание дагестанской национальной культуры впервые в этнопедагогическом аспекте более широко и доступно освещается в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. По мнению моего собеседника, повышать этнокультурную грамотность населения нужно, объединив силы всех министерств и ведомств. Школам он рекомендует чаще проводить мастер-классы по видам народных ремесел, встречи с земледельцами, животноводами, аксакалами, этнографами, спортсменами… Устраивать викторины и конкурсы на знание традиций народов Дагестана.

Словом, способов заинтересовать школьников предметом множество, было бы желание их учить. И не стоит утверждать, что ученики стали хуже. Какой учитель – такие ученики. Детей надо уметь мотивировать и уметь с ними общаться.

Статьи из «Культура»

Очаг мудрости

3
«Библиотекари всегда были одними из самых вдумчивых и полезных людей. Они учителя без...

Дебют режиссёра Михалкова

5
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Свет сквозь печаль

3
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Книга, востребованная временем

4
Когда речь идет об истории Великой Отечественной войны, при кажущейся ее исследованности многие аспекты и в наши дни продолжают...

Вначале было дело

61
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Бюст народному артисту

10
В селе Хучни Табасаранского района прошло торжественное открытие бюста народному артисту...

Дебют режиссера Михалкова

15
Пятьдесят лет назад на экраны страны вышел приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой...

Бежта в орнаментах

41
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

В каждом движении – история

59
Неповторимая атмосфера на XXVIII Международном хорео­графическом конкурсе «Во власти...

Полвека на сцене

156
Искренние, чувственные, теплые и где-то даже наивные выступления детей всегда создают...

Ашуг, сын ашуга

16
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...