Купить PDF-версию
21:12 | 21 июня, Сб
Махачкала
X
09:46 16.10.2018

Где познать культуру предков?

Большинство дагестанских школьников не знают культуру, традиции и обычаи своего народа. Возникает вопрос: чему их учат на уроке «Культура и традиции народов Дагестана» и чему учат дома? С родителями более или менее все понятно – в последнюю очередь их беспокоят уроки, связанные с Дагестаном. А вот со школой все не так однозначно. О непростой ситуации вокруг предмета и этнокультурной неграмотности населения рассказывает автор большинства общеобразовательных учебных программ и учебников по «Культуре и традициям народов Дагестана», отличник просвещения РФ, заслуженный деятель науки РД, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «ДГПУ» Шайдабег Мирзоев.

– Анализ учебных планов на новый учебный год показывает, что более 25 лет обязательный для учащихся 4, 8, 9, 10, 11 классов предмет «Культура и традиции народов Дагестана» теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и по желанию учащихся. Надо сказать, что некоторые директора школ даже в то время, когда предмет являлся обязательным, не уделяли ему должного внимания, – считает ученый.

Шайдабег Мирзоев задается вопросом: компетентны ли директора школ решать – обучать или не обучать детей культуре и традициям народов Дагестана, в то время как они сами нуждаются в культурологическом образовании?

– Если руководители учебных заведений действительно являются патриотами своего народа, своей республики, они, безусловно, должны настаивать на введении предмета КТНД в учебный план. В большинстве же своем, как нам известно, директора школ учебные планы никогда не составляли, а пользовались рекомендуемыми Минобрнауки РФ и РД. А разве у учащихся начальных классов могут быть устойчивые желания и интересы, чтобы открыто проявлять свои стремления к изучению данного предмета? Сегодня решается один из важнейших образовательных вопросов – единого подхода к воспитанию учащихся на ценностях дагестанской национальной культуры. Среди ключевых проблем современного российского общества и прежде всего народного образования трудно представить более важную проблему, чем проблема возрождения культуры и духовно-нравственных ценностей, издревле присущих народам России. Особенно остро стоит эта проблема в связи с многолетними кризисами в области политики, экономики, в социальных и духовных сферах российского общества, – рассуждает Шайдабег Мирзоев.

По его мнению, сегодняшней дагестанской молодежи чуждо все, что связано с культурой Дагестана, ей куда ближе культура Запада. Одной из причин слабой культурологической подготовки учащихся он называет неверно расставленные педагогами акценты на уроках.

– Культуру преподают подобно истории. А между тем еще Лев Николаевич Гумилев замечал: «Увы, историки привыкли изучать следы, забывая о тех, кто их оставил, памятники – помимо тех, кто на них смотрел и ради кого их творил художник, философемы, а не реакцию на них современников».

– Как автор большинства обще­образовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана напоминаю: целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, на основах веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана, – разъясняет педагог. – Это очень важно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском и в дагестанском социуме. В этой связи при изучении культурологических предметов, в частности, и при организации учебно-воспитательного процесса в особенности возникает необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как этнопедагогика Дагестана. Она как учебная дисциплина изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в более чем полутора тысячах школ республики на сей день работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся.

На вопрос, как восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности, Ш. Мирзоев отвечает, что в условиях низкой обеспеченности дагестанских школ учебной и методической литературой необходимо обращаться к библиотекам. Нужно вести курсы повышения квалификации, семинары с привлечением ведущих детских и юношеских библиотек республики.

Содержание дагестанской национальной культуры впервые в этнопедагогическом аспекте более широко и доступно освещается в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. По мнению моего собеседника, повышать этнокультурную грамотность населения нужно, объединив силы всех министерств и ведомств. Школам он рекомендует чаще проводить мастер-классы по видам народных ремесел, встречи с земледельцами, животноводами, аксакалами, этнографами, спортсменами… Устраивать викторины и конкурсы на знание традиций народов Дагестана.

Словом, способов заинтересовать школьников предметом множество, было бы желание их учить. И не стоит утверждать, что ученики стали хуже. Какой учитель – такие ученики. Детей надо уметь мотивировать и уметь с ними общаться.

Статьи из «Культура»

Искусство в народных промыслах

7
Многообразие стилей, приемов, жанров… Современное...

Наша кухня покоряет мир!

3
Команда поваров из Дагестана завоевала Гран-при, две золотые медали, серебро и бронзу на...

Гордый наш Кавказ

7
Яркие костюмы, мощная энергетика и атмосфера единства – вот что делает Межрегиональный...

Поэтам – сцена!

24
Юбилейный, 150-й год Союза театральных деятелей России стал вдохновляющей нотой для...

Как Мкртчян не хотел играть Джабраила

15
Весной 1967 года в широкий прокат вышел фильм...

Краски нашей Родины

10
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

Когда «Геба» на сцене…

187
Юные солистки ансамбля «Геба» Детской школы искусств №8 имени А. Джалиловой порхают на сцене...

На языке красоты

13
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Песнь о «Гомере XX века»

8
В концертном зале Дома национальностей Санкт-Петербурга прошёл музыкально-поэтический...

В едином ритме. Каким запомнился фестиваль «Горцы»

26
Зурна и скрипка, барабан и гармонь –...

Оружейная история Страны гор

19
В дагестанской истории было немало периодов, когда наши народы сражались с захватчиками,...

Культурный визит к соседям

6
В городе Малая Вишера Новгородской области прошел яркий фестиваль культуры народов...