Где ты, гуманное кино?
На очередном съезде Союза кинематографистов известный советский и российский режиссёр документального кино Магомед Сулейманов обратился к коллегам с призывом не подражать западному кинематографу, который, по его мнению, исповедует жестокость и насилие. Надо возвращаться к истокам, уверен он, ведь отечественный кинематограф был самым гуманным в мире.
Нельзя с ним не согласиться. Сам всегда с удовольствием пересматриваю классику, старые добрые фильмы: «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Жестокий романс»… И какие великие люди творили кино! О них говорили, писали, им посвящали стихи:
Я помню многих гениев экрана,
Что дал нам в Лету канувший Союз.
Давно ушли Миронов и Папанов,
Но с этим всё никак я не смирюсь.
Никулин, Даль, Абдулов и Янковский…
Сколь многих мы успели потерять!
Леонов, Евстигнеев, Смоктуновский…
Я долго их могу перечислять.
Они собой являли человечность,
Наш нравственный, духовный наш запас.
Они ушли… Они шагнули в вечность,
Оставив деградирующих нас.
Наверняка найдутся и те, у кого иное мнение на этот счет. Мол, бесконечно можно ностальгировать и причитать, что когда-то небо было голубее, трава зеленее, а главное – люди добрее и отзывчивее. Однако эту страницу мы перелистнули, пора жить сегодняшним днем.
И всё же не стоит забывать, что на советском кино выросло несколько поколений зрителей. Некоторые до сих пор с особой теплотой вспоминают интеллигентный юмор талантливых актеров, ставшие крылатыми фразы: «Ещё одно слово – и следующая тарелка полетит вам в голову!»; «Оденут на тебя деревянный макинтош, и над тобой будет звучать музыка. Только ты ее не услышишь…»; «А что это вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нет и цветы не растут». И слова из песен:
Если у вас нету дома,
Пожары ему не страшны.
И жена не уйдет к другому,
Если у вас, если у вас,
Если у вас нет жены,
Нету жены.
– Вот уже 40 лет российское кино лихорадит, – отмечает Магомед Мирзаевич. – Демократы, пришедшие к власти с развалом Союза, решили уничтожить всю нашу культуру и идеологию.
Председатель дагестанского отделения Союза кинематографистов России акцентирует в первую очередь внимание на ликвидированных при президентстве Бориса Ельцина региональных киностудиях. Под этот пресс попали и Северо-Кавказский телефильм, и студия документальных фильмов, которые обслуживали семь республик округа.
С приходом демократов, подражающих Западу, стали ограничивать финансирование российского кино, диктовать репертуар в виде низкопробных, малобюджетных фильмов. Всё то, чем дорожил Советский Союз, стало постепенно гаснуть, с сожалением констатирует наш собеседник
Следующим этапом стала приватизация клубов и кинотеатров, а их только в Махачкале было 17. В результате не осталось ни одного государственного или муниципального кинотеатра. Кроме того, в Дагестане, с его слов, был самый мощный кинопрокат на Северном Кавказе с тремя филиалами. А это двухэтажное административное здание, кинозал, мастерские по ремонту фильмокопий, огромный склад, где хранились ленты, гараж на десять машин, территория в 1,5 гектара земли…
– Для нас, людей воспитанных в Советском Союзе, кино стало не только средством развлечения, но и школой воспитания, образования, познания, – продолжает Сулейманов. – Советский кинематограф пользовался большим спросом за рубежом. Герои наших фильмов были кумирами, на них равнялись. И жанры самые разные: от трагедии до комедии, семейные, детские, юношеские фильмы, которые помогали жить и строить, растить молодое поколение в духе гуманизма, патриотизма, любви к ближнему. Кончилась советская эпоха, наступил хаос. Все частные кинотеатры стали крутить зарубежные низкопробные фильмы, вытеснив отечественные. Пришла чуждая нам культура, идеология жестокости, насилия. Говорят, плохое легко приживается. Вот и наша неиспорченная молодежь стала впитывать в себя эту культуру.
С приходом демократов, подражающих Западу, стали ограничивать финансирование российского кино, диктовать репертуар в виде низкопробных, малобюджетных фильмов. Всё то, чем дорожил Советский Союз, стало постепенно гаснуть, с сожалением констатирует наш собеседник.
И вспоминает про план главы ЦРУ Алена Даллеса, составленный во время холодной войны и заключавшийся в скрытом моральном разложении населения СССР. Вместе с тем он подчеркивает, что события на Украине многим открыли глаза, в том числе и демократам. Они поняли, к чему ведет западная масскультура. Да и правительство вопросы идеологии культуры пересматривает: в кинотеатрах преобладает наше кино, финансировать его стали больше. В регионах России укрепляется понимание роли киноклубного движения.
Касаемо же восстановления северокавказских киностудий, то этот вопрос остается на повестке, говорит Магомед Мирзаевич, поэтому хотелось бы пристального внимания к кинематографистам со стороны властей, общественности.
Несмотря на сложности, Даготделение Союза кинематографистов РФ снимает и показывает свои фильмы. За последние пять лет сняли ряд фильмов, имевших зрительский успех: «Пусть возвращаются птицы», «Легендарные герои минувшей войны», «Жизнь, отданная искусству». В отделении состоят 18 профессиональных кинематографистов, 4 из них заслуженные деятели искусств РФ, 8 – заслуженные деятели искусств РД и 4 – лауреаты государственных премий РД.
В настоящее время председатель со своими единомышленниками работает над созданием фильма «Дагестан – туристическая Мекка России». Проект, что называется, в тему. Третий год туристы из разных городов России открывают для себя горный край. Невзирая на отсутствие западного комфорта, гости республики довольны гостеприимством дагестанского народа, кухней, обилием исторических и природных достопримечательностей.
Картина будет завершена к концу ноября.