Прожил поэт до обидного мало: неполных 27 лет. Но в то же время ему суждено было стать гениальным стихотворцем. Недаром писатель и мыслитель Лев Толстой сказал: «Лермонтов не хуже Пушкина. Его сочинения будут читать, пока существует человечество».
Родился будущий гений в Москве в октябре 1814 года. Карьеру военного Лермонтов выбрал лишь после того, как у него не сложилась учеба в Московском университете (был исключен с формулировкой: «рекомендовано уйти»).
Поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге ему посоветовала бабушка Елизавета Арсеньева. За время обучения в этом учебном заведении он стал прекрасным фехтовальщиком.
Что примечательно, он много раз на учениях сражался на саблях со своим будущим убийцей и однокашником Н. Мартыновым. В письме к возлюбленной Марии Лопухиной в августе 1833 г. Лермонтов не без гордости писал:
«Вообразите палатку длиной и шириной в 3 аршина и высотой 2,5 аршина, занятую тремя людьми и всем их багажом: саблями, карабинами, киверами и прочее и прочее. Погода не всегда бывает хорошая. Часто идут дожди. Так, два дня подряд мы не могли высушить одежду. Однако такая жизнь не вызывает во мне отвращения…»
***
Когда в Петербурге и Москве распространили его стихотворение «Смерть поэта», написанное в связи с гибелью
А. Пушкина, царь Николай I охарактеризовал стихи как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Через несколько дней приказал придворному медику освидетельствовать Лермонтова на предмет сумасшествия.
Тот гордо ответил медику:
– Передайте его величеству, что я здоров. А вот кое-кто при дворе, возможно, и болен.
Но доктор, испугавшись, ничего не стал говорить царю. Однако Николай I не успокоился: приказал за «крамольные» стихи отправить поэта в ссылку на Кавказ. 10 апреля 1837 года подпоручик выехал из Петербурга в Ставрополь, где дислоцировался Нижегородский драгунский полк. Прибыв к месту назначения, поэт отмечал в своих записях: «Изъездил линию всю от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, Кубе, Шемахе и Кахетии».
Длительные путешествия отрицательно сказались на здоровье Лермонтова. Он сначала лечился от простуды в военном госпитале в Ставрополе, потом в Пятигорске принимал минеральные ванны. Написал поэму «Песня про купца Калашникова». Произведение было опубликовано в журнале «Русский инвалид» в 1838 году. По меткому замечанию критика Виссариона Белинского, поэт предпочел прошлое настоящему, поэтизировал его. Так, находясь на Кавказе, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи.
***
Надо отметить, что он всей душой полюбил Кавказ. С большим уважением относился к горцам, восхищался их мужеством.
Как-то своему лучшему другу Станиславу Раевскому Лермонтов сказал:
– Я про службу на Кавказе хочу написать интересную книгу. Очень чудный и красивый край. Как можно всё это не воплотить в прозе?
– Про что будет данное произведение? – спросил Раевский.
– Пока не знаю. Но думаю, это будет хорошее произведение.
И он действительно написал замечательное произведение – роман «Герой нашего времени». После его выхода первую книгу автор подарил Станиславу Раевскому.
Кавказу Михаил Юрьевич посвятил и много стихотворений.
Одно из них называется «Тебе, Кавказ, суровый царь земли»
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной…
***
В начале марте 1838 г. шеф жандармов граф А. Бенкендорф направил по команде на имя военного министра А. Чернышова представление о полном прощении Лермонтова и переводе его в лейб-гвардию. 27 марта генерал-адъютант В. Адлерберг передал царю это представление. Николай I повелел запросить мнение шефа гвардии великого князя Михаила Павловича. И после согласия князя последовал царский приказ о переводе подпоручика Лермонтова обратно в лейб-гвардии гусарский полк, квартировавший в Царском Селе. Таким образом, 14 мая того же года он получил полное прощение, а в 1839-м – чин поручика.
***
Что интересно, писателю Ивану Тургеневу во внешности Лермонтова всегда виделось что-то трагическое. Он писал: «Какой- то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица. От больших темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских, нежных губ. И вместе с тем он был смелым офицером. Многие им за это восхищались».
Также Тургенев был уверен, что в образе Печорина Михаил Юрьевич запечатлел самого себя. Слова: «Глаза его не смеялись, когда он смеялся» отлично характеризовали не только литературного героя, но и автора данного произведения.
***
По воспоминаниям современников, Лермонтов однажды посетил в Петербурге салон известной в тот период гадалки Шарлотты Киргхоф. Побывал поэт у нее перед своей последней кавказской ссылкой. Осведомился у предсказательницы о скором возвращении обратно в Петербург и возможности отставки, которой он отчаянно жаждал. Но Киргхоф заявила, что в Петербург ему больше не суждено вернуться.
Гадалка оказалась права: спустя время роковая дуэль, которая случилась 15 июля 1841 года в Пятигорске, оборвала жизнь поэта.
(Подготовлено по материалам из открытых источников)