X
07:57 25.04.2025

Гений танца

На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и России: «Журавлики», «Моя любимая кукла», «Веселые ребята», «Картинки нашего двора», «Самые счастливые»... Созданный им в 1974 году детский хореографический ансамбль «Счастливое детство» стал украшением культурной жизни региона и страны. Именно этому коллективу первому в республике было присвоено звание «народный», а после и «заслуженный».

Незабвенный Шалуми Самуилович Матаев (на снимке). 26 апреля легенде дагестанской хореографии исполнилось бы 85 лет. Он внёс неоценимый вклад в воспитание нескольких поколений талантливых танцоров, поднял на качественно новый уровень наше хореографическое искусство. Ему ансамбль обязан успехом и славой.

Выпускник Московского института культуры, Шалуми Матаев более 45 лет работал в Махачкалинском дворце пионеров бессменным художественным руководителем, главным балетмейстером и директором вышеупомянутого творческого коллектива.

Мне посчастливилось оказаться несколько раз на финальных репетициях фестивалей и концертов, проводимых Республиканским домом народного творчества, и наблюдать за работой худрука.

Вот ведущий объявляет о выходе танцоров, а за процессом – увлекательным для зрителей и волнительным для руководителя – наблюдает Шалуми Самуилович. Человек огромной внутренней силы, он не просто подводит воспитанников к хорошему исполнительству – «матаевских» детей отличает интеллигентность, притом не только на сцене. В составе ансамбля самые лучшие, самые стойкие…

Не терпел он ни малейшего проявления безалаберности и несобранности. Собственные чувства выражал языком танца. Этот язык понимали все, кому довелось побывать на ярких, колоритных концертах, где выступали его многочисленные воспитанники.

t.me/old_makhachkala

«Чем больше мы отдаем себя детям, тем больше обретаем самих себя» – незыблемый жизненный девиз народного артиста РД лишь подтверждает тот факт, что он максимально посвящал всего себя творчеству. Обладая глубокими знаниями танцевального фольклора, высоким педагогическим мастерством, он вкладывал титанический труд в развитие одного из лучших в стране ансамблей.

Недавно в социальных сетях прочла публикацию известного российского поэта, переводчика Миясат Муслимовой, где она приводит одну из своих бесед с Шалуми Самуиловичем. Даем с некоторыми сокращениями:

«Ты упрекаешь меня, что я не записываю свои мысли, не рассказываю, как воспитываю детей. Согласен с ними, в каком-то ракурсе я же невежа. Создав прославленный коллектив, я же никаких трудов не создал, никаких методических пособий. У меня даже два танца не описаны. Один товарищ сказал: «Шалуми, всё, что ты знаешь, уйдет же с тобой!»

…Я уже дохожу до кондиции, нет сил больше нервничать. Мы, что, воспитываем детей? Телевидение – там же ничего поучительного нет, ни воспитательной пользы – это же шоу! (с ужасом). Заработок им идет, а нам – поганая передача. Я не могу привыкнуть, у меня нет сил привыкнуть. И главное дело, «Жди меня» – эту святую передачу перекидывают, показывают ее в два часа дня, когда люди на работе, а «Дом-2» – в самое лучшее время. Эту божественную передачу «Жди меня», я кланяюсь ей… Что за подлость! Кто-то же руководит этим процессом?

Я поражен тем, что доступ к экрану дан всем, это бактериологическое оружие для деградации. Слушай, Миясат, неужели я, Шалуми, горский парень, грамотнее рассуждаю, чем человек из Останкино? Это разве не преступление: «Жди меня» – в обед, а «Дом-2» – в то время, когда брат с сестрой, сын с матерью, отец с дочерью перед телевизором сидят, ведь конфуз какой – у отца и матери, когда такая передача идет…

Не надо искажать слово «демократия». Я понимаю демократию, но не надо искажать это слово и позицию. Демократия не говорит же, что человек, если его ударить по голове, заулыбается. Он не заулыбается, он может скончаться – такой демократии я не признаю. Демократия в доме – это когда ребенок говорит: «Я, мама, хорошо учусь, помогаю по дому, дай мне выйти во двор, встретиться с друзьями». А мать говорит: «Да, сынок, ты заслужил».

Это демократия, я понимаю. Когда по уму-разуму живем, а не по обману и унижению. Есть ли разница между детьми тех лет и сегодняшними? Ты меня на преступление толкаешь! Идет маленькая деградация, если не большая. Какие у меня были дети в восьмидесятых-девяностых годах! И какая сложность – встречать их в 2000–2013 годах. Мне сложнее работать. У детей иное восприятие, иное понимание. Я всегда хвастаюсь, не умаляя достоинства всех детей. Все дети талантливы, все способны, но дети, которые танцуют, – они не от мира сего. Потому что то, что сделает ребенок за час, танцующий мальчик сделает за 10 минут. То, что в восьмидесятом году делал ребенок за час, сейчас эти дети делают за три часа. Нет, они не тупые – реакция другая. Мало, что они хотят танцевать, надо иметь возможности, надо иметь физическую силу и обязательно нравственный подход, без него нет искусства, так же, как нет жизни в обществе. А что наши дети делают? Ведро воды на пятый этаж несут? Отару пасут или дрова во дворе колют? Они даже колбасу не хотят есть. Сникерсом увлекаются, и сникерс губит их возможности. Мы сделали их обществом потребления, но оно к чему движется? От сникерса к чипсам, от чипсов к кока-коле и так до исчезновения. Производители не думают о нации, о воспитании организма подрастающих детей. Они думают о прибыли.

Из культуры извлечь прибыль? Умеют некоторые. Слава богу, наконец-то наша власть догадалась фонограмму ограничить. Цензура умерла – это трагедия. Трагедия, что нет гос­контроля, ОТК, нет цензуры совести. Люди раньше боялись не только профкома, но и сами себя, я всегда стеснялся на себя посмотреть в зеркало – а вдруг есть за что стыдиться? Люди сейчас никого не боятся, никакого стыда. Насколько укрепляют свои позиции иудаизм, христианство, ислам, а зла в обществе не уменьшается. Ни крест, ни звезда, ни полумесяц никого не отрезвляют. Знаешь, наверное, мало стало Учителей. Вот ты говоришь, зачем я столько нервов и сил вкладываю в детей, почему я так болею за них. А потому, что у меня был Учитель – Казим Абасович Манафов. Наследие моего Учителя – боль.

Я рос на руках своих предков, которые нас мудростью воспитывали… Я благодарен судьбе, что у меня была возможность учиться в Москве, у меня был учителем сам Моисеев. В 1974 году приехал на родину. Приехал я, и мой учитель Казим Абасович, выслушав меня, – а я не мог найти работу – сказал: «Оставь всё. Стань моим наследником». Что я и сделал. И я скажу вам, вы не станете педагогом, если не будете помнить свое детство. Никогда не смейте врать детям, если взрослые простят, дети этого не прощают. А у нас сейчас дети, заканчивая школу, уже на ЕГЭ такой пример цинизма и низости от взрослых получают… И что, мы с них вправе спрашивать?

И самое обидное, перечеркивается труд честных учителей, их пример, вся их жизнь. Я в детстве чувствовал воспитание отца и своих учителей. Учителей, не богатых материально, а богатых сердцем. Хотя у них не всегда был пятачок на троллейбус, но богатство любви к детям у них всегда было в сердцах, и любовь была не на обмане, не на подкупе, а на собственной честности. Ни один ребенок еще не родился, ни один папа, ни одна мама, кому я врал. Во мне это почерк моего Учителя Казима Абасовича. Вот так и наши дети должны встретить в жизни хоть одного Учителя. А Учитель – он всегда Отец, любящий, потому требовательный.

Каких детей люблю? Хулиганистых. Они поддаются перевоспитанию, у них есть энергия, от них солнце, тепло, они надежнее, только с такими можно в разведку идти. Когда я вижу ребят, которые на вопрос: «Как тебя зовут?», 18 секунд думают и потом мямлят свое имя, мне в этот момент хочется сказать ему: «До свидания!» Родители – это высокий народ эгоистов, которые не хотят признавать слабости своих детей. И признавая авторитет педагога перед своими детьми, родители поднимают и свой собственный авторитет в глазах детей.

Мне говорят некоторые, кто не был в Дагестане: «Как ты, еврей, живешь там?» А я говорю: «Если меня один лакец обидит, пятеро заступятся, если один кумык не так поступит, пятеро кумыков его исправят». Почему я не уехал? Ты сама рассказывала мне, что многие говорят: «Если бы не родители, уехали бы». Вот они, старики, и спасают сегодня свою землю, иначе бы предали, уехали. А куда я уеду, если меня держат могилы отца и матери? Я благословляю всех моих родных, которые уехали, зная, что я остаюсь с родными могилами. И еще, знаешь, не родился еще ни один из моих друзей, который скажет, что я его предал. Я не говорю, что уезжать плохо, я их ни в чем не обвиняю – все они уехали из-за детей, думая об их будущем. А что, дагестанцы здесь не хотят думать о своем будущем? Что должно случиться, кто должен прийти к ним и достучаться, чтобы они задумались о том, куда идут, что происходит. Мой прадед и дед родились в Аксае, мы, два брата, родились в Махачкале. Я сам себя воспитал в том, что святыню Израиля не признавать нельзя. У меня две родины – Дагестан и Израиль. Если государство разрешает иметь два гражданства, почему я не должен разрешить себе две родины?

У меня за всю мою жизнь не то что машины – велосипеда нет, я отказывался от стольких предложений работы в других городах, мне ключи от квартиры в руки давали. В Карачаево-Черкесии я три постановки подготовил после окончания вуза в Москве, все были очень довольны. Завотделом культуры – это как сейчас министр культуры – показал мне ключи от квартиры: «Позволь, чтобы мы запрос сделали на Москву, чтобы ты остался здесь».

Протянул мне ключ от двухкомнатной квартиры. А я сказал: «Я хочу ехать в Дагестан». И в Пятигорске отказался, и во многих других городах. Нет, здесь мне ключи не дают, но разве поэтому любят свою родину? Сейчас не в моде гражданственность? Запомни, у кого не в моде это понятие, те – нелюди, у них нет святого, на их глазах разорвут землю на куски, а им не будет больно. Знаешь, что хуже всего? Равнодушие со злом. Равнодушие – это преступление, убийство».

Уход из жизни (2022) этого замечательного человека – невосполнимая потеря для Дагестана. Кавалер ордена «За заслуги перед РД», заслуженный деятель искусств РД, почетный гражданин Махачкалы Шалуми Самуилович Матаев внёс значительный вклад в сохранение и развитие традиционной культуры, является гордостью и достоянием нашего края.

Статьи из «Культура»

Он живёт балетом

3
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...

Мечтал устроить рай на земле

5
Один из пяти осужденных на смертную казнь декабристов Кондратий Рылеев признавался жене,...

Покорили сердца петербуржцев

4
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

33
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

49
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

Линия плюс форма

9
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

222
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Победный месяц

21
Нынешний год особенный для всех россиян, он проходит под знаком празднования 80-летия Победы...

История Дагестана и музей

12
В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г....

Она считала себя гусаром

8
Фильм «Гусарская баллада» по праву входит в золотой фонд советского кино. В нем...

Поющее сердце Таиры

9
Село Ахты считают жемчужиной Дагестана. Здесь всегда солнечно, а где солнце, там и сочные...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

89
Наша газета продолжает рассказ о победе...