Героиня минувших дней
Умукюрсюн Мантаева родилась в селении Эндирей Хасавюртовского района в известной интеллигентной семье Давутовых. Их было пять девочек и два брата. Каждый из них оказал влияние на младшую сестру – Умукюрсюн. Наученная с детства хранить тайны сердца, она умела скрывать свою радость или обиду. Умукюрсюн не имела подруг, не участвовала в их играх. Она тихо любовалась прекрасными видами природы, вдохновлялась своими фантастическими мечтаниями, она жила богатой внутренней жизнью. Но по мере взросления характер будущего писателя стал меняться – она стала более открытой. Среди рослых чернобровых, черноглазых сестёр Умукюрсюн выглядела более светлой с разбросанными кудрями и веснушками на лице. Из-за того, что её голова казалась большой, среди сестёр она выглядела пигалицей.
Спустя много лет, говоря о том, что её брат Ирбайхан не вернулся с войны, а старший брат, подполковник, погиб на берегу Днепра, мы опубликовали уникальные сведения о героической личности, добытые нами во время научных изысканий.
Рашитхан Даутов во время учёбы в 20-е годы в театральной студии, руководимой Т. Бейбулатовым и ставшей основой Кумыкского театра, написал пьесу «Женитьба», направленную против вредных адатов, которая в то время студийцами ставилась на плоскости и в горах. Этому событию Х. Алхазов посвятил статью «Кумыкский театр в Дагестане», опубликованную в газете «Красный Дагестан» от 3 июля 1927 года. Он писал: «Автор пьесы – молодой студиец, и поэтому ровный сатирический тон изложения часто переходит в негодующий, бичующий. Он хочет видеть свободную и культурную горянку, у которой есть свои мысли, свои чувства, которая сама выбирает свой жизненный путь».
Сегодня мы не можем сказать, по какой причине Рашитхан после окончания театрального техникума не пошёл в только что созданный Кумыкский театр. Возможно потому, что уже стал работать в школе. А в середине 30-х годов, когда стал директором педучилища, он принял туда на учёбу Умукюрсюн, учившуюся в 9 классе.
Когда началась война, на счастливую семью Даутовых, как и другие семьи, обрушились неисчислимые беды: сыновья ушли на фронт, откуда им не суждено было вернуться, семья распалась, оставшиеся женщины вернулись в аул.
О том, где и когда и как погиб Рашитхан, Умукюрсюн узнала из писем его фронтового товарища, лакца Абдурагима Сагидова.
А между тем, у этой, казалось бы, благоденствующей до войны семьи была и своя внутренняя драма: после того, как мать Умукюрсюн скончалась во время родов, её удочерила бабушка Ебехан. Тот, кого она считала своим отцом, оказался дедушкой. Позже, после войны, она узнала о том, что её отец Арзулум как «враг народа» умер в тюрьме. Воспитывая её, Ебехан выдавала Умукюрсюн за свою дочь и очень оберегала её. Зная, что Умукюрсюн переписывается с Абдурагимом, Ебехан раскрыла пред ней всю правду, связанную с их семьёй, и предложила выйти замуж за известного ей Арсланали, вернувшегося с фронта. Как бы трудно ни было, благовоспитанная Умукюрсюн послушалась мать. Она понимала, если выйдет замуж, она изменит фамилию, избавится от клейма «дочери врага народа».
После замужества в те суровые годы Умукюрсюн продолжит свою нелёгкую, но мужественную жизнь, сохраняя свою честь и совесть. Когда она жила в Чирюрте, в дождливый день заметила плохо одетую русскую женщину с узелком в руках. Умукюрсюн хотела дать ей денег, но не смогла, а повела её, еле передвигающуюся, домой, чтобы накормить. После того, как поела, та хотела уйти, говоря, что не хочет портить ей жизнь.
Несмотря на то, что квартира была маленькая, Умукюрсюн оставила её жить якобы как мать погибшего фронтового друга Арсланали. Звали её Полина Семёновна, она была человеком, окончившим гимназию, с музыкальным образованием. Позже она подверглась репрессиям и десять лет провела в тюрьме. Когда жила у них, Полина Семёновна, ухаживая за детьми, завоевала их любовь.
В другой раз в Эндирее Умукюрсюн встретила женщину, выписанную из больницы, которой некуда было идти. Её звали Сабанчиева Джавгарат. Это была татарка, переселённая в годы войны. Хотя жилплощадь оставляла желать лучшего, наша героиня приютила и её. Она оказалась очень доброй и чистоплотной женщиной. В те годы Умукюрсюн содержала сына погибшего брата Ирбайхана, который учился в сельхозинституте.
После войны, когда улучшилась их жизнь, после областной партшколы, Арсланали избрали первым секретарём райкома, потом совместно с ответственными товарищами отправили для работы в Москву.
Со временем, когда Арсланали избрали Председателем Президиума Верховного Совета республики, они вернулись в Махачкалу, жили в государственном доме, построенном на площади для руководящего состава республики. В те годы Умукюрсюн заканчивает филологический факультет педагогического института. Когда же им показалось, что жизнь им наконец-то улыбнулась — на их семью обрушилась новая беда.
В жизни нередко бывает так, что во время дружеского застолья, радуясь своим друзьям, человек раскрывает скрытую в глубине сердца от многих тайну. С Арсланали случилось, наверное, нечто подобное. Его друг, снедаемый мучительной завистью, давно терзавшей его, поспешил совершить своё подлое дело.
Арсланали не поверил слухам. Он говорил жене: «Как ты могла поверить всяким хабарам? Что могут писать обо мне? Моя жизнь как на ладони прошла перед всем народом. В чём же винит меня клеветник? Воспитывался, учился в интернате, окончил училище, работал учителем, заведующим районо, десять лет участвовал в финской и Отечественных войнах, несколько раз был ранен, имею награды…».
Вскоре его освободили от должности Председателя Президиума Верховного Совета республики с занесением выговора в учётную карточку. Арсланали обвинили в том, что он женат на дочери «врага народа» Арзулума, что у его отца имелись земли в различных местах, скот, две жены, что он сам содержит в доме под видом матери друга, погибшего в войне, «врага народа» Полину Семёновну. Не найдя работу в Махачкале, его отправили в Хасавюрт директором сельскохозяйственной школы. Оказывается, Арсланали когда-то поделился с «другом» тайнами сердца. Тот и донёс на Арсланали.
К сожалению, беда не приходит одна, она вызывает целую цепочку других. Когда Арсланали уехал в Хасавюрт, положение семьи ухудшилось. Дети, заболев скарлатиной, оказались в больнице. Вернувшись после лекции, Умукюрсюн обнаружила свекровь Апай, сидящую на лестничной площадке между этажами, так как их квартиру опечатали. Тогда она, по совету свекрови, сорвав печать, вошла в квартиру. После этого приходили люди и требовали их покинуть квартиру.
Не зная, что делать, Умукюрсюн решила встретиться с самим Данияловым – первым секретарем Обкома республики. Когда она попросила ей помочь, так как её дети в больнице, а ей самой предстоит сдача госэкзаменов, им выделили двухкомнатную квартиру. Недовольная положением семьи, Умукюрсюн ещё раз встретилась с Данияловым и задала ему вопрос: «По какой причине Председателя Верховного Совета отправили директором сельхозшколы?». При этом она назвала их имена… «Почему вы так пристали к Арслану, глумитесь над ним. С Арсланали сняты все обвинения…».
Никто не мог ее остановить, так как она требовала правды, добивалась справедливости… Арсланали назначили заместителем министра просвещения. И справедливость восторжествовала.
Неровным был и творческий путь Умукюрсюн. Ей пришлось пройти через волнения, разочарования, трудности. В 1958 году её назначили редактором журнала «Женщина Дагестана», она начала писать стихи. Когда же она показала их редактору альманаха «Дослукъ», известный поэт Анвар Аджиев, ознакомившись с ними, как бы шутя, сказал: «Когда мы садимся за стол, мы в течение недели пять раз влюбляемся. Ты обращена к одному человеку, ты однолюб, из тебя поэт не получится». «Хотя эти слова и расстроили меня тогда, но они оказались справедливыми», — призналась Умукюрсюн.
Через некоторое время, в период денежной реформы 1961 года, Умукюрсюн показала написанный ею рассказ редактору газеты «Ленин ёлу», известному писателю Абдулвагабу Сулейманову. Прочитав очень внимательно рассказ, будучи прямолинейным человеком, он вдруг спросил: «Ты когда-нибудь сеяла?». Увидев мою растерянность, смягчив тон, стал говорить: «Ты знаешь, что перед посевом зёрна чистят. Возьми свой рассказ, пропусти через сито, посеяв, ты получишь хороший урожай и прибыль. Это тебе не хинкал», — добавил он напоследок.
Умукюрсюн ушла от него крайне расстроенной. «Оказавшись в парке, я увидела опрятно одетых сидевших на скамейке влюблённых друг в друга и невольно стала любоваться ими, вспоминая своё, прошедшее в бедности детство в бязевом платье, в стоптанных шлёпанцах», – позже признавалась она. Тогда Умукюрсюн решила написать пьесу «Сельская девушка».
Встреча с Аткаем оказалась не менее забавной. Когда она пошла к нему с пьесой «Сельская девушка», он спросил: «Ты знаешь, что дом основывается на фундаменте?», – потом изрёк: «У женщин ум бывает на подоле, он падает, когда она встает. Драматургия, милая, не подол. Лучше, если ты продолжишь писать свои рассказы». После этого Умукюрсюн, вернувшись домой, вдоволь наплакалась. Она про себя думала: «Неужели я такой бездарный человек. Написала стихи, мне сказали, из тебя поэт не получится, так как ты «однолюб», написала рассказ, сказали это тебе не хинкал, написала пьесу, сказали, что это не женское дело». Когда она была в растерянности, Арсланали успокоил её. Он объяснил ей, что не все создается сразу, а постепенно.
Через некоторое время пьесу «Сельская девушка» она понесла известному драматургу Амиру Курбанову, и он воскликнул: «Ура, родился драматург». Вот так в переживаниях, в трудностях родилась первая пьеса Умукюрсюн.
Позже на совещании, посвящённом драматургии, известный литератор И. Аштан сказал ей: «У тебя есть талант драматурга».
Со временем талант Умукюрсюн раскрылся и в художественной прозе. Арсланали верил «однолюбу» Умукюрсюн. Пользуясь этим, Умукюрсюн часто выезжала на литературные форумы, совещания. Она представляла на них нашу литературу.
В 1964 г. был издан сборник её рассказов «Близнецы», вышли её повести: «Срочный вызов», «Думы», «Первая весна», «Горсть земли» и роман «Ожерелья жизни».
Пьесы Умукюрсюн «Сельская девушка», «Звёзды», «Намус», «Яблоневые сады» шли на сценах Кумыкского, Аварского, Русского театров. Другие её пьесы «Суд», «На рассвете», «Крепкий орех» были изданы в Московском издательстве «Искусство». Они ставились и на клубных сценах. В переводе на русский язык роман «Ожерелья жизни» был назван «Ночь перед грозой».
Одной из последних книг Умукюрсюн была книга «Сияние минувших лет» (2010), в которой, наряду с художественными произведениями, был опубликован её автобиографический очерк, раскрывающий её внутренний мир, трудные дни её судьбы.
В конце жизни она заслуженно получила звание Народного писателя Дагестана.