Герой своей пьесы
Закономерно: там, где городские, районные управления культуры целенаправленно ведут работу по сохранению театрального жанра, где главы администраций в своих муниципалитетах поддерживают проведение театральных фестивалей «Маска», «Наследие», «Диалог театров» и участие в них населения, а не только любителей сценического искусства, жизнь людей полнокровнее, интереснее, что положительно сказывается на настроении и деловом климате города, села.
Среди татов сложилось особое отношение к театральному искусству. И хотя нет исторических документов, подтверждающих время создания Татского театра, принято считать, что он возник еще до советской власти в Дагестане. События того времени указывают на конкретную дату – 1903 год.
Поэт, драматург, режиссер Юно Семенов, собрав небольшой круг единомышленников, показывал вначале на своеобразном годекане, затем при большом стечении людей короткие сценки, репризы, позволяющие собравшимся видеть события дня из жизни горожан, характеры соседей, как, например, «Хитрая сваха», «Два старьевщика», наполненные реалиями того времени и искрометным юмором. Деятельность этого небольшого коллектива многое значила в годы новой жизни – период коллективизации, когда организовывалось народное хозяйство, крепли колхозы. Сюжеты сценок были написаны живым, богатым языком, были интересными, пользовались успехом у горожан Дербента, где компактно проживали таты многочисленным сообществом.
На смену драмкружку в Дербенте был организован Татский народный театр. В его создании активное участие принимали сподвижники Юно Семенова – Захарья Авшалумов, Манашир и Ханум Шалумовы, Саадио Бинаев, Захалья Ильягуев, Адасо Шалумова… Коллектив формировался из народных исполнителей песен, танцоров, музыкантов, любителей театра. Он пользовался таким успехом, что постановки по просьбе зрителей показывали по два раза в неделю при переполненном зале. А если выступления приходились на субботу или праздник, билеты раскупались за несколько дней до показа.
Великая Отечественная война проредила коллектив Татского театра. На полях сражений погибли заслуженные артисты ДАССР братья Соломон и Беньягу Дадашевы, актер, певец и режиссер, заслуженный артист республики Захарья Авшалумов.
В становлении и создании послевоенного театра велики заслуги поэтов и драматургов Сергея Изгияева, Миши Бахшиева, народного писателя Дагестана, фельетониста (жанра, очень популярного в народе), этнографа, драматурга Хизгила Авшалумова, врача Ирины Михайловой, создавшей клуб татских женщин «Очаг». В настоящее время художественным руководителем народного Татского театра является Лев Манахимов (на снимке).
В театр он пришел в 2004 году. И хотя опыт творческой работы имел немалый, сомневался, его ли это дело. Но время подтвердило его выбор. Л.Манахимов много лет руководил Центром детского творчества, а тот, кто нашел подход к детям, справится с любой работой. Он серьезно готовился к подготовке спектаклей, тщательно репетировал с артистами, до тонкостей разбирая образы героев, уделял много времени декорационному оформлению пьес. Татский театр стал важной составляющей многонациональной культуры Дагестана.
«Сегодня, когда миграционные процессы изредили некогда большое сообщество татов, театр – тот островок языковой культуры, который помогает нам сохранять родной язык», – говорит Лев Манахимов. Режиссер собрал пьесы на татском языке, создав антологию для молодого поколения, чтобы не забывали свой национальный язык.
Творческая жизнь Л.Манахимова началась с обучения в детстве игре в духовом оркестре, увлечения автомоделированием. Это навело родителей на идею иметь помощника в воспитании сына. Так подросток в 16 лет попал к хореографу Казиму Манафову, известному приверженцу воспитания у детей дисциплины, ответственности, трудолюбия. За год обучения танцам юноша хорошо работал на репетициях, представлял национальную хореографию наряду со старожилами ансамбля. Это было почти полвека назад, но до сих пор Лев Яковлевич танцует лучше многих молодых. Мечтал в детстве быть автоконструктором, а стал совершенствоваться в танцах в культпросветучилище на отделении хореографии.
После службы в армии окончил Государственный институт театрального искусства в Москве, танцевал в ансамбле «Русский сувенир» при МГУ им. Ломоносова. На формирование его вкусов оказали огромное влияние посещение театров Москвы с участием в постановках Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Илзе Лиепы, Асафа Мессерера, ансамбля Игоря Моисеева – законодателей балета, известных на весь мир, а также корифеев драматического искусства Людмилы Касаткиной, Андрея Миронова, Анатолия Папанова, работа в цыганском театре маэстро Василия Клейменова.
Лев Яковлевич не зацикливается на воспоминаниях, он идёт в ногу со временем. Пьеса Мержо Осиповой в постановке режиссера Татского театра в Дербенте рассказывает о жизни татов в период, когда в нашу действительность ворвался доллар. Спектакль «Душунде сер» с юмором показывает диалоги, характеризующие образы «новых русских», их манеру ведения бизнеса. Отношения между супругами в доме очень характерны в среде татов и вызывают смех зрителей на протяжении всего спектакля. Чтобы таты не забывали своих традиций, обычаев, Лев Яковлевич включил в репертуар театра обрядово-свадебную постановку.
У режиссера была мечта – открыть театральную студию при Центре детского творчества, и она под названием «Жасмин» недавно распахнула двери для новых любителей театра Дербента. Здесь не только муниципальный Татский театр, но и Центр хореографии «Пируэт», музей традиционной культуры, где творчеством заняты 150 школьников. Организовать студию помогла его дочь, известная в России певица Жасмин. «Развитие этого культурного учреждения является прекрасным фундаментом благополучия общества», – считает Лев Манахимов.
Осуществление его давнишней мечты родило новую творческую идею – поставить с детьми музыкальный спектакль «Бременские музыканты».
В жизни он верен девизу: «Всегда вперед!» и никогда не останавливается на достигнутом, будто герой пьесы, написанной самой жизнью, где Лев Яковлевич – и режиссер-постановщик, и исполнитель, который играет самого себя.