Гюльмендо – мой цветок
«У каждой уважающей себя женщины-дагестанки должен быть хотя бы один платок – гюльмендо», – любит повторять моя знакомая.
Я с ней полностью согласна. Гюльмендо, келагаи, гюльменди или, как называют их лакцы, «чалагаи» с некоторых пор полюбила и я. Накидываю мамин чалагай, и нежный шелк, словно мамины руки, гладит мое лицо.
До недавнего времени они были практически забыты, традиции их изготовления оказались почти в забвении. К счастью, в начале 2000-х годов народный промысел изготовления гюльмендо был восстановлен в виде кустарного производства с сохранением всех технологических требований и художественно-эстетических норм изделия. А в 2014 году на IX сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО келагаи был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
А вот в Губдене о старинных платках не забывали никогда. Губденки были законодательницами моды на гюльмендо, который считался необходимой вещью в приданом. Было здесь свое производство, а предприимчивые сельчане за красивыми платками ездили по всему Дагестану, выкупали их за баснословные деньги. Рассказывают, что хозяйке такого платка, которому «исполнилось» 100 лет, предлагали однокомнатную квартиру.
Сейчас в селе восстанавливают ремесло и идут гораздо дальше предшественников. Теперь работы намного сложнее и качество очень высокое. Процесс превращения гульмендо из куска белой ткани в платок тончайшей работы мастера в Губдене хранят в секрете.
В Губдене о старинных платках не забывали никогда. Губденки были законодательницами моды на гюльмендо, который считался необходимой вещью в приданом.
На страничке в «Инстаграм» Нажават Дациевой яркими бабочками расцветают старинные (и не только) узоры платков. Когда-то, почти полвека назад, ее отец Али Тагирович, первый в селе выпускник МГУ им. Ломоносова, геолог по профессии, в какой-то момент оставил работу на нефтескважинах и круто повернул вектор своей жизни к творческому началу. Стал изучать стили и техники росписи гюльмендо. И не просто старое восстанавливать, но и привносить новое. Разработал несколько интересных орнаментов, освоил все необходимые навыки и начал изготавливать платки. К трудоемкому ремеслу приохотил всю семью: жену Кистаман, дочерей, сына.
– Мне было лет 6, когда папа привлек меня к росписи платков, – вспоминает Нажават. – Ну что можно было доверить ребенку? Шаблоны подержать, краски перемешать. Но уже тогда я чувствовала себя частью большой команды, которая творит чудо. Сегодня папы уже нет, да и мама практически отошла от непосредственного процесса. Она у нас «госконтроль», – смеется девушка.
С чего начинается цветение платочного цветка («гюльмендо» переводится как «мой цветок»)? Конечно, с шелка. И не абы какого, а самого качественного. Такую высококачественную ткань Нажават закупает в Азербайджане. Только там, в Щеки, говорит, есть настоящий шелк, производимый тутовым шелкопрядом.
Несколько лет назад, когда с тканью были проблемы, Нажават попробовала было взять китайский шелк, который, как уверяли производители, тоже был высшего качества.
– Но мама посмотрела и сразу забраковала. «Это не шелк, это тряпка, которая быстро вылиняет», – заявила она. И мы отказались от эксперимента, – говорит мастерица.
Но вернемся к процессу. Полотно разного размера – от косыночек до роскошных двухметровых шалей выкрашивается в базовый цвет. Потом в течение 3 часов его парят, затем накладывают следующий цвет, снова парят, закрепляют – и так по кругу. Чем больше цветов, тем более трудоемок процесс и дороже платок. Каким будет рисунок? Зависит от фантазии и настроения.
С самого начала возникновения платка он был не просто красивым головным убором, а хранил в себе много символов и знаков. Главный элемент – бутали. Они похожи на язык пламени или стать павлина.
Кроме сакральной буты, платки украшают и другие узоры, каждый из которых имеет свое название: пейсли, къакми, цветок айвы, солнце, огурец…
Наши женщины не очень любят новшества и к современным рисункам не особо расположены, а вот заграничные покупатели заказывают в основном гюльмендо с орнаментами, придуманными Али Дациевым. Хотя и их «современными» назвать сложно, многим рисункам уже полвека.
«Свои цветы» женщины носят как в повседневной жизни, так и по особым случаям (свадьба, траур и т.д.). Для каждого мероприятия свои предписания: учитывался цвет или сочетание цветов, тип рисунка, способ завязывания и возраст того, кто надевает.
Взрослые женщины и сегодня заказывают темно-синие и коричневые платки с золотым орнаментом. Девушкам по нраву более яркие расцветки: белый, красный, зеленый. Черный раньше надевался в знак траура. Сегодня этого уже не придерживаются.
Приобрести красивый старинный платок может любая, а вот уметь его носить не каждая женщина. Носить тонкое гюльмендо нужно с достоинством, не сутулиться, держать голову ровно, иначе платок то и дело будет сползать. Девушка в гюльмендо садится и встает плавно, ходит легким шагом, держит осанку. Целое искусство, не правда ли? В век суеты и беготни плавная размеренность настоящей женственности состояние почти забытое.
Не потому ли все чаще и чаще платки-цветы заказывают женщины из ратующего за равенство полов Запада? Но и в архаичной Японии у гюльмендо уже есть свои поклонники.
– У меня есть клиентка из Японии – Юка, она уже несколько платков выписала, – с гордостью говорит мастерица. И признается, что отдать свое творение в чужие руки иногда бывает очень непросто. Ведь в каждое вложена частичка души.
Узнает ли свою работу на улице? Да, конечно!
– И не только свою. Как-то иду по Махачкале и вижу женщину в платке, который расписывала мама. Не удержалась, подошла, спросила и убедилась.
Ныне творения Нажават разлетелись по миру. Инстаграм-страничка, которую она создала, стала мощным двигателем торговли, вытеснив «сарафанное радио».
Сначала выкладывала туда только платки, потом стала давать рецепты старинных блюд, практически утерянных в наше время. Солодовый суп кIиала нергъ, например, набрал огромное количество просмотров. А хлеб, на котором «расцветают» те же узоры, что и на гюльмендо, можно назвать настоящим произведением искусства.
Но главное дело все же любимые платки – хранители тайн, традиций, тепла ушедших предков и надежд потомков. Цветы, расцветающие на ткани, возвращают нам нас самих. Такими, какими мы видим себя в своих мечтах – красивыми и нежными.