Купить PDF-версию
05:35 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X

Гюльмендо – мой цветок

«У каждой уважающей себя женщины-дагестанки должен быть хотя бы один платок – гюльмендо», – любит повторять моя знакомая.

Я с ней полностью согласна. Гюльмендо, келагаи, гюльменди или, как называют их лакцы, «чалагаи» с некоторых пор полюбила и я. Накидываю мамин чалагай, и нежный шелк, словно мамины руки, гладит мое лицо.

До недавнего времени они были практически забыты, традиции их изготовления оказались почти в забвении. К счастью, в начале 2000-х годов народный промысел изготовления гюльмендо был восстановлен в виде кустарного производства с сохранением всех технологических требований и художественно-эстетических норм изделия. А в 2014 году на IX сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО келагаи был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

А вот в Губдене о старинных платках не забывали никогда. Губденки были законодательницами моды на гюльмендо, который считался необходимой вещью в приданом. Было здесь свое производство, а предприимчивые сельчане за красивыми платками ездили по всему Дагестану, выкупали их за баснословные деньги. Рассказывают, что хозяйке такого платка, которому «исполнилось» 100 лет, предлагали однокомнатную квартиру.

Сейчас в селе восстанавливают ремесло и идут гораздо дальше предшественников. Теперь работы намного сложнее и качество очень высокое. Процесс превращения гульмендо из куска белой ткани в платок тончайшей работы мастера в Губдене хранят в секрете.

В Губдене о старинных платках не забывали никогда. Губденки были законодательницами моды на гюльмендо, который считался необходимой вещью в приданом.

На страничке в «Инстаграм» Нажават Дациевой яркими бабочками расцветают старинные (и не только) узоры платков. Когда-то, почти полвека назад, ее отец Али Тагирович, первый в селе выпускник МГУ им. Ломоносова, геолог по профессии, в какой-то момент оставил работу на нефтескважинах и круто повернул вектор своей жизни к творческому началу. Стал изучать стили и техники росписи гюльмендо. И не просто старое восстанавливать, но и привносить новое. Разработал несколько интересных орнаментов, освоил все необходимые навыки и начал изготавливать платки. К трудоемкому ремеслу приохотил всю семью: жену Кистаман, дочерей, сына.

– Мне было лет 6, когда папа привлек меня к росписи платков, – вспоминает Нажават. – Ну что можно было доверить ребенку? Шаблоны подержать, краски перемешать. Но уже тогда я чувствовала себя частью большой команды, которая творит чудо. Сегодня папы уже нет, да и мама практически отошла от непосредственного процесса. Она у нас «госконтроль», – смеется девушка.

С чего начинается цветение платочного цветка («гюльмендо» переводится как «мой цветок»)? Конечно, с шелка. И не абы какого, а самого качественного. Такую высококачественную ткань Нажават закупает в Азербайджане. Только там, в Щеки, говорит, есть настоящий шелк, производимый тутовым шелкопрядом.

Несколько лет назад, когда с тканью были проблемы, Нажават попробовала было взять китайский шелк, который, как уверяли производители, тоже был высшего качества.

– Но мама посмотрела и сразу забраковала. «Это не шелк, это тряпка, которая быстро вылиняет», – заявила она. И мы отказались от эксперимента, – говорит мастерица.

Но вернемся к процессу. Полотно разного размера – от косыночек до роскошных двухметровых шалей выкрашивается в базовый цвет. Потом в течение 3 часов его парят, затем накладывают следующий цвет, снова парят, закрепляют – и так по кругу. Чем больше цветов, тем более трудоемок процесс и дороже платок. Каким будет рисунок? Зависит от фантазии и настроения.

С самого начала возникновения платка он был не просто красивым головным убором, а хранил в себе много символов и знаков. Главный элемент – бутали. Они похожи на язык пламени или стать павлина.

Кроме сакральной буты, платки украшают и другие узоры, каждый из которых имеет свое название: пейсли, къакми, цветок айвы, солнце, огурец…

Наши женщины не очень любят новшества и к современным рисункам не особо расположены, а вот заграничные покупатели заказывают в основном гюльмендо с орнаментами, придуманными Али Дациевым. Хотя и их «современными» назвать сложно, многим рисункам уже полвека.

«Свои цветы» женщины носят как в повседневной жизни, так и по особым случаям (свадьба, траур и т.д.). Для каждого мероприятия свои предписания: учитывался цвет или сочетание цветов, тип рисунка, способ завязывания и возраст того, кто надевает.

Взрослые женщины и сегодня заказывают темно-синие и коричневые платки с золотым орнаментом. Девушкам по нраву более яркие расцветки: белый, красный, зеленый. Черный раньше надевался в знак траура. Сегодня этого уже не придерживаются.

Приобрести красивый старинный платок может любая, а вот уметь его носить не каждая женщина. Носить тонкое гюльмендо нужно с достоинством, не сутулиться, держать голову ровно, иначе платок то и дело будет сползать. Девушка в гюльмендо садится и встает плавно, ходит легким шагом, держит осанку. Целое искусство, не правда ли? В век суеты и беготни плавная размеренность настоящей женственности состояние почти забытое.

Не потому ли все чаще и чаще платки-цветы заказывают женщины из ратующего за равенство полов Запада? Но и в архаичной Японии у гюльмендо уже есть свои поклонники.

– У меня есть клиентка из Японии – Юка, она уже несколько платков выписала, – с гордостью говорит мастерица. И признается, что отдать свое творение в чужие руки иногда бывает очень непросто. Ведь в каждое вложена частичка души.

Узнает ли свою работу на улице? Да, конечно!

– И не только свою. Как-то иду по Махачкале и вижу женщину в платке, который расписывала мама. Не удержалась, подошла, спросила и убедилась.

Ныне творения Нажават разлетелись по миру. Инстаграм-страничка, которую она создала, стала мощным двигателем торговли, вытеснив «сарафанное радио».

Сначала выкладывала туда только платки, потом стала давать рецепты старинных блюд, практически утерянных в наше время. Солодовый суп кIиала нергъ, например, набрал огромное количество просмотров. А хлеб, на котором «расцветают» те же узоры, что и на гюльмендо, можно назвать настоящим произведением искусства.

Но главное дело все же любимые платки – хранители тайн, традиций, тепла ушедших предков и надежд потомков. Цветы, расцветающие на ткани, возвращают нам нас самих. Такими, какими мы видим себя в своих мечтах – красивыми и нежными.

Статьи из «Народные промыслы»

Другой кIаз Беллы Кишевой

25
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

44
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

45
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Матрица древнего искусства

36
У него абсолютное художественное чутье, отличающее авторские работы изящной стилистикой,...

Дóрог муччвур к обеду, или Как бить баклуши с пользой

74
«У нас есть знаменитый ложкорез,...

О мастере и педагоге

45
Уже более четверти века на выставках прикладного искусства в разных регионах России...

Счастлив тот, кто нашёл себя

91
Быть ювелиром в Дагестане – стране златокузнецов, умельцев по серебру - непросто. Но...

Эксперимент в ювелирном искусстве

79
Ровно 70 лет назад на прекрасной земле Кавказа появился...

Тайна браслета

38
В Государственном музее Востока открылась выставка Национального музея Дагестана им. А....

От сотворения мира…

74
Потомственный ювелир, мастер, искусник Гаджибахмуд Магомедов (на снимке) не просто сумел...

Испикская керамика возрождается

93
Утро нового рабочего дня. С закрытыми глазами, как...

Цифровой мир – мост к традициям

131
_ Изделия этого мастера словно созданы самой природой. И...