Гладью и крестиком вышита дорога к счастью
Говорят, что раньше вышиванием занимались не только для времяпрепровождения и не только для украшения дома, но и было во всём этом процессе таинство. И были вышивальные ритуалы. Вышивая, загадывали желание, точнее, вышивали своё желание. Говорят, сбывалось. Искусство вышивания пришло в Дагестан давным–давно, и все изделия настолько разные и неповторимые, что каждый раз, рассматривая узоры, удивляешься фантазии мастериц.
Этнографы рассказывают, что у некоторых народов Дагестана было и такое, что молодые люди ещё до свадьбы в знак взаимной симпатии могли обмениваться подарками: парню дарили вышитый кисет или носовой платок, девушки получали серебряные украшения. А ханы и уздени требовали коня с дорогой сбруей и бархатной попоной, вышитой золотом: среди свадебных подношений предпочтение отдавалось именно золотошвейным изделиям, изготовленным известными мастерицами.
Мы рассказывали об уникальной кайтагской вышивке, о её древней и сложной технике, о причудливых узорах, орнаментах, расшифровывали знаки и символы. О восхищающей всех женщин и ставшей объектом исследования учёных золотой вышивке Кубачи, значении вышитых узоров, пробовали нанести свой и понимали: всё очень сложно.
Сегодня мы заглянем в дом кумычки. Многие знают, что раньше каждая из них должна была уметь плести национальный платок тастар, лёгкий и воздушный, как летний ветер. Но это не всё. Девочек с детства обучали искусству вышивания и связывали с ним некоторые обычаи.
– Кумычки большое значение придавали не только практичности, но и эстетическому оформлению комнаты. Особенность убранства кумыкского дома в том, что традиционной ручной вышивкой украшали многие предметы интерьера и домашнего обихода, – рассказывает заведующая Карабудахкентским историко–краеведческим музеем Ханза Алиева (на снимке).
Вышивали кумычки на куске белой материи. Для основы использовали бязь, а иногда бархат и шёлк (в зависимости от достатка семьи).
– Квадратные куски бязи разных размеров, украшенные ручной вышивкой, были своего рода визитной карточкой кумыкского дома, всегда становились предметом восхищения, обсуждения, и каждая мастерица старалась превзойти другую. Своими работами хозяйка украшала интерьер комнат: их стелили на буфеты, тумбочки, полки, сундуки. У кумыков было принято накидывать их и на верхнюю часть зеркала, – вводит в курс дела Ханза Алиева, показывая вышивку, которая теперь уже музейный экспонат и, наверняка, такие же хранятся в сундуках. И они, кстати, раньше были практически в каждом доме.
Вышивали мастерицы разными способами: гладью или крестиком цветным шёлком и золотыми нитями. Позднее появились комбинированные техники глади с крестиком. Широкое распространение в вышивке кумычек получил крупный цветочно–растительный орнамент. Прежде чем начать вышивку, обрабатывали края. Делалось это вручную, путём стягивания ниток. Затем начинали вышивать.
А трудоёмкий и изысканный традиционный орнамент «гюлевете» складывался из отдельных рисунков и применялся кумыкскими рукодельницами с использованием квадратных пялец для декорировки золотым шитьём обуви, манжет платьев, башлыков.
Был у кумыков и обычай, связанный с этим видом прикладного искусства. Засватанной девушке за месяц до свадьбы не полагалось выходить из дома. Всё это время она занималась вышиванием. Результат её творчества должен был стать лучшим украшением будущего дома. Девушка старательно выводила орнамент на бязи, зная, что после свадьбы гости обязательно будут рассматривать, оценивать убранство её комнаты и, конечно, обсуждать, насколько хорошо та владеет искусством вышивания.
Рассказывает Ханза Алиева и о другом не менее интересном обычае. Будучи ещё засватанной, девушка готовила носовые платки для друзей своего жениха. Вырезала прямоугольные куски бязи или шёлка, обрабатывала края: в одном углу вышивала растительный орнамент, в другом выводила имя друга жениха. Именные платочки находили своих хозяев во время свадебной церемонии. Сегодня такие экземпляры представлены в витрине музея. Хранители истории обязательно поведают о традициях и обычаях школьникам и гостям, а старинные экспонаты молча подтверждают сказанное.