Купить PDF-версию
09:42 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
11:31 24.05.2022

Глаголь добро

Руслан Луговой, директор Республиканского центра русского языка и культуры
19

Сегодня, в день славянской письменности и культуры, 24 мая, мы вспоминаем о том, что с появлением славянской письменности, азбуки славянские народы, а также все, кто считает русский язык своим родным, имеют единую историю, культуру и язык, несмотря на временные разногласия и конфликты.

«Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому. Изрекай слово Истины на земле и укрепляй высший (божественный) Закон». Это одно из прочтений древнеславянской азбуки, которая была создана братьями языковедами Кириллом и Мефодием в 863 году. Ведь каждая буква имела своё название, что в общем виде выглядело как текст.

За основу ими был взят греческий алфавит, в котором буквы располагались в такой же последовательности, а для лучшего запоминания братья заложили под каждой буквой соответствующее слово. Согласитесь, интересный педагогический прием для распространения грамотности среди населения…

Позже славянская азбука Кирилла и Мефодия была графически изменена их учениками и преобразована в кириллицу, которая легла в основу языков всех славянских народностей и стала их объединяющим началом.

Кстати, появление славянской азбуки немногим опережает принятие Русью православия. Ведь старославянский алфавит использовался прежде всего для перевода и чтения священных текстов, для богослужения. Позже она стала языком науки, культуры, дипломатии и межнационального общения. По сути, славянская письменность стала еще и проводником православия как альтернатива католической экспансии. Отсюда и «цивилизационный разлом» между Западом и Востоком, а по факту между Римской католической церковью, которая продвигала свою экспансию на восток, и православной Русью.

Прежде всего благодаря письменному языку славяне обрели возможность продвигать свою социально-политическую линию на всем евразийском пространстве, что, конечно, никак не могло устраивать Запад, который стремился жёстко контролировать мировоззренческую религиозную основу народов, проживающих по соседству. Причем, по сведениям историка Вадима Трухачева, западное духовенство не практиковало обучение населения грамотности. Знать священный текст и читать его позволялось только на латинском языке, остальные народы должны были выучить латинский и принять его как свой алфавит, что ими и было сделано.

Так, если сравнить алфавиты и языки всех современных европейских народов, то обнаружим в них прямое сходство, а их алфавиты в точности повторяют латинский. Путь ассимиляции в религии и языке стал основополагающим в создании тогда Западной модели, которую мы наблюдаем и сегодня. Унификация культур и мировоззрения стала обязательным условием Западной цивилизации для её существования.

Славянский же мир, приняв уникальный алфавит, стал двигаться к мировоззренческой и культурной самостоятельности с возможностью отстаивать свою идею развития государства.

Таким образом уже тогда образовались две системы цивилизационного развития Европы – Западный мир с католическим главенством и славянский православный мир с центром в «Третьем Риме», нынешней Россией.

Одновременно начали формироваться и две мировоззренческие системы, отраженные в философии и литературе. Например, известный пример о коллективизме славян и индивидуализме европейцев. Под этими социальными явлениями подразумевается целый ряд морально-нравственных устоев, которые являются отправными точками рождения общества. Тут следует напомнить, что коллективизм близок практически всем восточным народам, включая и дагестанцев.

Так, русский язык стал не просто языком отдельного народа, его соборная миссия дала возможность сотням народностей выразить свою национальную специфику, культуру и сохранить все свои обычаи. Этот феномен русского языка стал системообразующим фактором развития России как самостоятельной цивилизации.

Статьи из «Культура»

В ее руках гармонь оживает

4
К ним в гости в Агачаул часто приезжали из города друзья семьи, кунаки, устраивали...

Как Бельмондо спас Делона

8
Когда я учился в Литературном институте, к нам приходил в гости французский актер и режиссер...

Лермонтов и Темир-Хан-Шура

52
В 1814 году родился один из выдающихся поэтов России Михаил Лермонтов. Почти половину своей...

Яркая звезда по имени Фазу

25
Имя Фазу Алиевой золотыми буквами вписано в историю классической советской литературы. Она...

Театральный мост перекинут

116
Артисты Салаватского государственного башкирского драматического театра прибыли в...

Музыка Баха даёт надежду

4
На этой неделе в Махачкале­ стартовал XVII Между­народный музыкальный­ фестиваль...

Иван Хлестаков из Махачкалы

44
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

Хранитель памяти

15
Работая в Центральном государственном архиве республики и собирая материал для...

Яран-Сувар на берегах Невы

10
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

43
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...