Главней всего…
Ларису Долину справедливо считают одной из самых успешных джазовых певиц в стране. Репертуар народной артистки включает песни в стилях джаз и поп-музыка. Наибольшую популярность в ее исполнении получила песня композитора Руслана Горобца «Погода в доме».
Будущая певица родилась в 1955 году в Баку. В трехлетнем возрасте переехала с родителями в Одессу. Ее отец Александр всю жизнь проработал стекольщиком, а мама Галина – машинисткой.
«Мы жили в сыром подвале, в самом жутком из тех, что мне только довелось видеть. Причем это была не отдельная квартира, а коммуналка, где, кроме нас, жили еще 20 человек. В этой коммуналке я тяжело переболела коклюшем и заработала хронический бронхит. Он до сих пор временами о себе напоминает», – вспоминала позже артистка.
Когда девочке исполнилось шесть лет, родители отдали ее в детскую музыкальную школу, которую она окончила по классу виолончели.
***
Музыкальная карьера Долиной началась в 1971 году в возрасте 16 лет в эстрадном оркестре «Мы одесситы». Через два года она уехала в Ереван и стала солисткой ансамбля «Армина». После этого работала в Государственном эстрадном оркестре Армении под руководством Константина Орбеляна.
Спустя некоторое время ее пригласил к себе в Государственный ансамбль Азербайджана Полад Бюль-Бюль оглы.
В Баку же состоялась встреча известного дагестанского композитора Мурада Кажлаева и Ларисы Долиной. Первая композиция, которую он написал для нее на стихи поэта Бориса Дубровина, называлась «Бесконечное кружение». А потом в репертуаре певицы появились: «Восточный мотив», «Все слова любви», «Зацветет кизил весной», «Несостоявшееся знакомство», «Приходи в мой сад», «Радуга – дуга» и другие. Их сотрудничество продолжалось около трех лет.
***
В 1982 году Долина исполнила композицию «Три белых коня» для фильма «Чародеи». И благодаря этому опыту ее уже в следующем году режиссер Карен Шахназаров пригласил в свой фильм «Мы из джаза», где она предстала в образе чернокожей кубинской певицы.
Шахназаров вспоминал: «Горжусь, что раскрыл ее как артистку кино. А ведь Лариса отказывалась сниматься. Но я понимал, что именно она как джазовая певица может показать признак «бибопа», то есть соединить стиль джазового направления с кубинской народной музыкой. И она это сделала превосходно».
Сама артистка с улыбкой признавалась, что приглашение для нее стало полной неожиданностью, поэтому сначала даже немного испугалась. Когда фильм вышел на экраны, она стала очень популярной, и это помогло ей в дальнейшей карьере. Певицу заметил композитор Виктор Резников, предложив ей исполнить его песню «Льдинка». Сотрудничество оказалось удачным. Песня стала хитом и прозвучала в финале «Песни года-1988».
***
В 1996 г. композитор Руслан Горобец написал для Долиной хит «Погода в доме».
Певица делилась:
«Руслан позвонил мне и спросил, как настроение. А я недавно развелась с мужем, состояние мое было неважное.
Он сказал:
– Я написал тебе песню. Послушай. И начал напевать по телефону.
Я буквально закричала:
– Это моя песня! Выражает мое теперешнее настроение. Ты попал в десятку! Никому не отдавай».
И действительно для нее этот шлягер стал своего рода путеводной звездой. После выступления с композицией в «Утренней почте» она стала еще более популярной. Гастрольный график был расписан буквально по дням, а через некоторое время ей присвоили звание народной артистки России.
***
Сегодня певицу огорчает тот факт, что критерии музыкальной одаренности у исполнителей значительно снизились.
– К сожалению, в наши дни вовсе необязательно быть талантливым, чтобы стать звездой, – замечает певица. – Немало бездарных певунов на сцене. Это объясняется тем, что из музыки сделали бизнес. А в искусстве бизнеса быть не должно. Очень надеюсь, что в скором времени всё вернется на круги своя.
Помню, в 90-е годы Лариса Долина однажды пришла в культурный центр Дагестана в Москве, чтобы увидеться с Мурадом Кажлаевым. Ее обступили плотным кольцом и стали задавать много вопросов. Задал вопрос и я. И был несколько удивлен ее ответом. Я спросил:
– Что для артиста, по-вашему, самое главное на сцене?
Она чуть усмехнулась и затем со всей серьезностью ответила:
– Как ни странно, главное – не потеряться на сцене. Например, бывает, что во время концерта вдруг отключается свет. И чтобы зрители в кромешной темноте не почувствовали дискомфорта, надо уметь быстро принять какое-то решение. Я, например, в таких случаях начинаю анекдоты рассказывать. Или исполнять какую-нибудь популярную песню и предлагаю залу присоединиться. Поверьте, это выглядит порой весьма романтично. Надо уважать зрителя, и тогда зритель будет уважать тебя.