– Писать сценарий мне и моему другу Александру Горохову было легко, – признавался Абакаров. – Ведь по сути главный персонаж – это я сам. Вот таким немного наивным, но очень решительным был и я в юности. И за свою любовь готов был бороться до конца. Мне создавали много преград, однако я упорно преодолевал их. Сначала мной были недовольны, потом, как ни странно, стали уважать и обращались ко мне по… имени и отчеству. Это меня смешило, в то же время я гордился собой.
***
С выбором актеров проблем у режиссера не было. Он привлек к съемкам молодых людей, которые играли в любительском театре. Это Гаирбек Алиев, сыгравший главного персонажа (Мурад), и Наниш Гаджиева (её героиню зовут Майсарат).
Многое начинающему режиссеру объясняла и помогала в постановках сцен во время съемок народная артистка РСФСР Патимат Хизроева.
– Главный герой не должен быть наглым, – говорила актриса. – Он обязан проявлять уважение к старшим и прислушиваться к слову пожилого человека, даже если ему это не очень нравится.
– Но я все-таки был в 17 лет немного наглым, – откровенничал Абакаров. – Мы все, горские юноши, в этом возрасте максималисты. А когда речь идет о любви, то тут уж точно готов был на любые крайности.
– Хорошо быть смелым, но не наглым, – продолжала высказывать свое мнение Хизроева. – Поэтому пусть наш Гаирбек такого и играет.
Сам юный актер тоже уточнял, что не желает играть беспринципного человека.
– Мой герой хочет справедливости, – констатировал он, прочитав сценарий, – и будет ее отстаивать всякими разумными способами. И еще по сценарию он скромный. Это хорошо. Горец должен быть таковым.
***
По сценарию, отъезд из аула в Махачкалу Мурада должен был состояться на автобусе. Режиссер решил, что в город его доставит вертолет.
– Зачем? – вопрошал осетинский актер Константин Бутаев, который тоже снимался в этой картине. – Где ты найдешь вертолет? Да и стоит прокат дорого…
Но Абакаров был неумолим:
– Это будет выглядеть более романтично, – настаивал он. – Вот увидишь. Мы город покажем с высоты птичьего полета.
И действительно кадры получились завораживающими, а музыка, написанная Ширвани Чалаевым, придала картине особый неповторимый антураж.
Однако сначала с музыкой было не все гладко. Асхаб желал, чтобы звучала такая композиция, которая добавляла бы фильму некую загадочность.
– И какая она должна быть, эта загадка? – спрашивал композитор.
– Пока сам не знаю, – признался режиссер.
– Если не знаешь ты, то откуда знать мне? – удивленно разводил руками Чалаев.
Абакаров усмехался:
– Как раз ты и должен прочувствовать и понять, какая загадочная музыка обогатит и придаст этой драме особый колорит.
Композитор показывал разные варианты, но режиссер качал головой: ему казалось, что всё не то.
– Мне нужна музыка-гром. Она должна ошеломить зрителя, стать сродни главному герою…
В результате съемки остановили.
– Когда, наконец, один из вариантов музыки понравился режиссеру, это был праздник, – вспоминал Константин Бутаев. – Радовались все. А больше всех главные герои.
Асхаб сказал Ширвани:
– Тебе надо памятник поставить за такую музыку. Ты сделал то, что обессмертит твое имя.
Композитор лишь молча улыбался.
***
Звучит в этой мелодраме и песня «В последний раз» ансамбля «Веселые ребята». Исполняет этот хит солистка Людмила Барыкина.
Интересный факт: режиссер сначала задумывал пригласить ансамбль на съемки в Махачкалу. И руководитель коллектива Павел Слободкин согласился на это предложение, так как был хорошо знаком с Абакаровым. Предполагалось, что «Веселые ребята» будут исполнять свою композицию прямо на берегу Каспия. Был заключен договор.
– Это будет выглядеть чудесно, – радовался Асхаб Тинамагомедович.
Но… не случилось. В это время ансамблю срочно рекомендовали принять участие на фестивале популярной музыки «Ереван-81», поэтому в фильме звучит лишь запись песни.
Уже потом Павел Слободкин извинился перед режисером.
– Когда будешь снимать свой следующий фильм, мы обязательно примем участие в съемках, – обещал он.
***
Развязка мелодраматической истории под названием «Тайна синих гор» осталась тоже в какой-то степени загадочной.
Мурад узнает о смерти своего дедушки и возвращается из города в аул. А еще он лелеет надежду, что его любимая не вышла замуж за нелюбимого парня. И надежды его оправдались. Когда девушка узнает о приезде Мурада, то спешит к нему на свидание.
Он спрашивает ее:
– Не приезжал он?
– Нет, – отвечает Майсарат. – Я тебя ждала.
Мурад был рад. Он сказал:
– Ты же знаешь, меня мой дедушка заставил уехать. И я не мог его не послушаться.
– Знаю. Но теперь ты не уедешь?
– Если только с тобой…
***
В картине не показывают сватовства, нет и свадьбы. Но вопреки всем адатам молодые люди твердо решают, что будут и дальше любить друг друга.
Фильм говорит зрителям о том, что искренние человеческие чувства в состоянии преодолеть любые невзгоды, даже самые тяжелые. Любовь невозможно уничтожить, если она чиста, как родниковая вода в горах.
Драма вышла в прокат в 1982 году, ее ожидал широкий зрительский успех.
Асхаб Абакаров, наверное, еще смог бы снять немало интересных картин, однако его жизнь, увы, трагически оборвалась осенью 1985 года. Режиссер работал над своей новой картиной «Сказание о храбром Хочбаре».