Глаз не нарадуется
Ювелир в пятом поколении Магомедгаджи Магомедгаджиев без запинки перечисляет всех своих предков – мастеров ювелирного дела. Его сын и дочь уже представляют шестое поколение. Это значит, что дух предков и наработанный опыт не исчезнут.
Ювелирному искусству Магомедгаджи начал обучаться в стенах Дагестанского художественного училища имени Джемала 40 лет назад. Через его руки прошли сотни изделий: женские сережки, наборные пояса, нагрудные украшения, кольца и браслеты. При этом мастер не ограничивается только женскими украшениями. Он берется за работу любой сложности, если какая-нибудь идея овладеет им. Например, идею изготовить шахматные фигуры из золота и серебра мастер вынашивал около 20 лет, пока в конце концов не решился вместе с семьей поставить мат в шахматной партии. Работа над ними заняла девять месяцев, но она того стоила. Это изделие стало украшением его коллекции наряду с ажурной вазой уникальной работы и серебряной шкатулкой. Все изделия отличают колоритность и легкость. Его работы словами описать невозможно, их нужно увидеть…
Мастер в своей работе использует и серебро, и золото, и драгоценные и полудрагоценные камни. Но больше всего ювелир любит работать с серебром, по его словам, оно наиболее мягкое и податливое. На изготовление одного изделия уходит от одной недели до года кропотливой работы. Чаще всего сроки зависят и от настроения мастера. Иногда он неделями не притрагивается к инструменту, пока не придет вдохновение.
Среди работ автора есть одно неприметное изделие – сережки с фигурой петушка. Эта птица – традиционный элемент в украшениях балхарских женщин, откуда родом семья Магомедгаджиева. Несмотря на свою простоту, по сравнению с другими работами, это украшение имеет для мастера самую большую ценность. Это подарок матери, который он изготовил в соответствии с ее рекомендациями…
Народные промыслы Дагестана – ковроткачество, ювелирное и гончарное дело – уже не практикуются в таких масштабах, как раньше. И могли бы вовсе исчезнуть, если бы не такие подвижники, как Магомедгаджи. Очень не хочется, чтобы в погоне за современностью мы теряли наши старинные ремесла, промыслы, элементы традиционной культуры, которые делают нас теми, кем мы являемся, – народами с богатой духовной и материальной культурой многоликого и единого Дагестана.