X
06:22 01.05.2013

Гнездо без птенцов

Содержательные и остропроблемные пьесы драматурга Отиа Иоселиани с большим успехом шли на сценах советских театров. К драматургии этого автора отношение имеет и дагестанское театральное искусство: в режиссуре народного артиста России Гамида Рустамова на сцене Кумыкского театра был осуществлен прекрасный спектакль «Пока арба не перевернулась» по одноименной пьесе.

И вот дагестанские зрители вновь встретились с замечательной драматургией О.Иоселиани. На сцене Русского драматического театра имени Горького поставлен яркозрелищный и глубокоидейный спектакль «Когда арба перевернулась». Особенность спектакля заключается в том, что состоит он из двух самостоятельных пьес. Первая и вторая написаны с разницей в десять лет. Обе — вариации на одну тему. Если первая пьеса настораживает и предупреждает, то вторая — подытоживает и выносит приговор.

Соединить оба произведения в одно целое без ущерба для идейности и художественного оформления – это некий риск. Но постановщики восхитительно справились со сложной задачей. Это режиссер из Чеченской Республики, лауреат Государственной премии России, народный артист РФ Руслан Хакишев и заслуженный художник РД Ибрагимхалил Супьянов. Спектакль по жанру трагикомедия – от начала до конца он овеян трагической грустью философски метафоризированного комизма, обе жанровые половинки чисты и доведены до логического конца.

Декорация хорошо продумана, достаточно согласована с идейным и эмоциональным мирами спектакля. На заднике благоухает величавая природа грузинской земли – от буйства ее красок глаз не оторвать. Это дежурный фон в течение всего спектакля. Обозревая чудный пейзаж, одновременно испытываешь и горькие чувства: среди щедрой природы видны посеревшие дома и кое-где развалины. Это тревожный знак опустошения благородных сельских земель вследствие массового переезда молодежи в города. Художник фотографически точен в передаче этнографического колорита. Его сценография многофункциональна: сконструирована так оптимально, что в нужный момент легко – без громоздких перестановок — может складываться в конкретное бытие. Предметный антураж спектакля предельно экономный (по принципу: ничего лишнего) и весьма достаточный для понимания идейности (не надо ничего домысливать).

Спектакль музыкально оформил сам режиссер. События сопровождаются грузинскими мелодиями и песнями. Здесь нет никаких искусственных накладок, музыка является органическим компонентом, явно подстегивающим зрительское восприятие и направляющим его в нужное русло.

Главное достоинство спектакля – это правильно избранная режиссерская концепция. Р.Хакишев показал себя сторонником анализа душевной жизни человека, а не любителем воспроизводить легкие внешние эффекты. В этом внутреннем высвечивании и заключается прелесть настоящего театра, всегда опирающегося на нечто большее, нежели слово, пусть это и слово самого Иоселиани.

Главную роль играет заслуженный артист Республики Казахстан К. Переверзев. Его Агабо – мудрый и добрый старик, отдавший всю сознательную жизнь земледельческому труду. Агабо — любящий муж, заботливый отец и рачительный хозяин. Но его угнетает одно невезение: некому продолжить его земледельческий опыт – четыре сына переехали в город и забыли о родной земле, редко бывают в родительском доме.

Главной является и роль Касарии, жены Агабо. Ее исполняет заслуженная артистка РД Т.Алиева. Касария – завидная жена, собранная хозяйка и старательная мать. В этой старухе много жизнелюбия и простого человеческого обаяния. Бойкая в движениях, пронизанная острым юмором и исключительно сообразительная Касария относится к такому типу женщин, которые мягко украшают нашу жизнь.

Второй акт спектакля отличается большей напряженностью. После смерти Касарии Агабо женится на Тасе (заслуженная артистка РД Е.Чистякова). Она создала образ милой женщины, жаждущей семейного уюта и материнского счастья. Как красива Тася в финале спектакля с сыном-первенцем на руках! Эта мизансцена ярко впечатляюща: женщина с новорожденным мальчиком показана на фоне цветущих ветвей.

В системе образов заслуживает внимания и Карпе (артист Р. Мусаев). Он движим великим чувством сострадания, является крепкой опорой для Агабо: не будь Карпе, жизнь старика была бы еще безнадежней.

Достоверны в своем эгоизме сыновья Агабо и невестки – Йовель (арт. В. Керечашвили) и Гогола (засл. арт. РД Л. Данилова), Дурмишхан (арт. Д. Балбекин) и Жужуна (арт. А. Аксенова), Дито (арт. А. Кружнов) и Ланда (арт. В. Гречанникова), Бухути (арт. А. Гаджиалиев) и Цаго (арт. О. Науменко). Они не хотят, чтобы у Агабо родился сын – ведь он будет наследником и все достанется ему!
Арба – метафоризированная философема: род заканчивается (арба переворачивается), если нет продолжателей.

Статьи из «Культура»

Взрывайтесь, гормоны радости!

63
Среди необычных праздников в мировом календаре найдутся особые даты для заядлых сладкоежек....

Армянская классика на дагестанской сцене

4
Обычная бытовая ссора из-за пустяка может...

Союз металла и дерева

2
На площадке Всероссийского фестиваля-конкурса деревянного зодчества и народных промыслов...

В его искусстве – Восток и Запад

7
Ему удалось показать горный край с позиции художника,...

Как дети нарисовали книгу

50
Вы держали в руках книгу, которую можно… послушать? Да-да, и даже не просто почитать, а еще и...

Алиев, Коркмасов и унцукульская трость

12
В этом году исполнилось бы 100 лет талантливому...

Дагестан в сердце Москвы

21
В Национальном центре «Россия» (Москва) с 3 сентября царит неповторимая атмосфера Кавказа. В...

Сын Сергея Есенина и писатель Мариенгоф в Дербенте

8
Как мы знаем, у поэта Сергея Есенина...

Тепло и свет родного языка

3
В залах музея – этнографического комплекса «Дагестанский аул» на днях звучало высокое...

Не бояться за наше завтра

4
Около тысячи школьников и студентов стали зрителями масштабного мероприятия...

Поручик с великолепной розой

7
В 1988 году в нашей стране в широкий прокат вышел югославский фильм «Офицер с розой». Эту...