X
08:03 30.08.2024

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли, внимательно ли – другой вопрос. А между тем в Дагестане на сцене Государственного театра кукол воплотили в жизнь известное во всем мире произведение Николая Васильевича. Помещики с говорящими фамилиями Манилов, Ноздрев, Плюшкин, Коробочка и пороки, которые они олицетворяют, – всё это ожило на сцене.

Таким образом, сбылась давняя мечта театра. Художественный руководитель – директор Аминат Яхьяева еще в 1988 году, увидев работу Челябинского театра кукол и оставшись под большим впечатлением от нее, задумала однажды сделать так, чтобы и дагестанские кукольники создали свой спектакль по бессмертной классике. И вот сегодня богатый репертуар театра (есть спектакли по известным произведениям мировой, отечественной и дагестанской литературы) пополнился еще и постановкой по гоголевской поэме.

Для реализации этого смелого и непростого проекта была приглашена режиссер Анна Бессчастнова, выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (факультет театра кукол).

Анна пишет пьесы и инсценировки, играет в театре, ведет кукольную студию для взрослых, ставит спектакли в разных городах России. Ее творческая дружба с нашим Театром кукол началась несколько лет назад. Одна из последних работ, запомнившаяся дагестанскому зрителю, – спектакль «Синдбад-мореход» по мотивам цикла сказок «Тысяча и одна ночь». В режиссерской копилке уже имеется опыт работы с гоголевскими произведениями, ранее Анна ставила «Шинель» с командой Новосибирского областного театра кукол. Потому и было принято решение пригласить ее поработать у нас в Дагестане над «Мертвыми душами».

В новой интерпретации поэмы Гоголя дагестанские кукольники и режиссер предлагают зрителю отойти от стандартизированного академического восприятия этого удивительного произведения отечественной и мировой классики, найти новые смыслы и ответить на вопрос, кто же такой все-таки Чичиков.

Авантюрист, мошенник, невольный разоблачитель или же обыкновенный человек, выбравший не тот путь и, сам того не ведая, погубивший свою душу?

По образцу «Божественной комедии» Данте главный герой попадает в ад русской глубинки, где на каждом новом круге ему встречаются души одна мертвее другой. Люди живут, но не понимают, что души их давно мертвы. И если в начале «мертвые души» – это некий термин, обозначающий умерших крепостных, чьи фамилии хочет приобрести Чичиков для реализации своего авантюрного замысла, то уже к середине действа становится понятным: на самом-то деле мертвы помещики, которые, как сегодня говорят, токсичны в своей жадности, чванливости, лицемерии, жестокости.

В новой интерпретации зрителю предлагается отойти от академического восприятия произведения, найти новые смыслы и ответить на вопрос, кто же такой все-таки Чичиков

В авторской инсценировке поэма Гоголя вызревала порядка полутора лет. Анна Бессчастнова предлагает несколько по-иному взглянуть на образ Чичикова и всю его авантюру. Зрителя подталкивают к некоему анализу авторского посыла Гоголя, без зацикливания на той схеме, что придумал Чичиков. Важнее сконцентрироваться на вопросе: для чего эта схема была придумана? Для обогащения, получения статусности. Вот именно это и губит его душу. Ведь он уподобился мертвым душам сильных мира сего и тем самым забыл о добродетели и тех идеалах, что некогда были важны для него.

Через образ главного героя предлагается порассуждать на тему, какой путь проходит душа человека. В детстве все чисты и непорочны (недаром в начале зритель видит Павлушу, резвящегося с воздушным змеем и излучающего свет), а по мере взросления жизнь и люди, окружающие человека, накладывают свой отпечаток на личность.

«Наша душа жива, пока мы способны сохранять в себе чистое и доброе восприятие мира, которым нас наделяют при рождении. Наша душа жива, пока мы способны творить добро» – это, по замыслу режиссера, один из основных посылов спектакля. А еще зрителей призывают взглянуть на себя под другим углом и ответить на вопрос, нет ли и в них самих какой-нибудь части Чичикова? Недаром главный герой обращается с этим вопросом к помещикам и то же время, разрушая четвертую стену, к зрительному залу.

Сформулировать эти ключевые посылы помогает не только игра актеров, в частности Сергея Резницкого, игравшего в живом плане главного героя, но и в целом художественное оформление спектакля. Художник-постановщик Екатерина Полякова, как и Анна Бессчастнова, окончила факультет театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Екатерина ставит спектакли в разных регионах страны. С дагестанскими кукольниками сотрудничает около 10 лет. За эти годы были поставлены спектакли «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка», «Времена героев», «Хочбар», «Синдбад-мореход» и другие. Работа над «Мертвыми душами» была очередным творческим вызовом, который она с достоинством приняла и сделала всё, чтобы каждая деталь спектакля вместе с актерами, куклами говорила со зрителем и раскрывала глубинные смыслы произведения Гоголя, замысел режиссера. Чего стоит сама задумка создать куклы из манекенов, чьи головы постоянно отделяются от них?! Самое явственное олицетворение умерших душ помещиков, которые, однако, продолжают физически существовать. Говорят об этом и их дома – каждый словно портрет своего хозяина. Невероятно яркое зрелище создается, когда то и дело на сцену выкатывается сказочная тройка лошадей…

Первые зрители постановки дали ей высокую оценку, по достоинству оценив и игру артистов, и весь визуально-музыкальный ряд. В планах театра – организовывать показы с привлечением старшеклассников и студентов. Есть задумка организовать и вечерний стационар для зрителей постарше. Ведь обращение к «Мертвым душам» – еще одна смелая заявка театра с целью разрушить стереотип о том, что кукольный жанр – это только веселые ширмовые спектакли для детишек. Коллектив из года в год берется за сложные проекты, чтобы показать зрителю: театр – отдельное искусство, созданное на заре человеческой цивилизации, и с развитием человеческой культуры трансформирующееся, синтезирующее в себя очень много направлений, техник, стилей. Ожившая на сцене Дагестанского театра кукол поэма Гоголя тому явное подтверждение.

Похожие

Когда искусство вне политики

19
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Восторг детей – лучшая награда

36
Спектакли, аншлаги, аплодисменты – всё это лишь верхушка...

В волшебном мире оживших кукол

38
Погружение в волшебный мир кукольного жанра устроил для...

А куклы как люди

40
В кукольный театр ходят не только дети, но и взрослые. Здесь царит особая атмосфера, знакомая...

Сказочные премьеры

60
В преддверии самого долгожданного детворой праздника – Нового года – дагестанские...

Оживляя сказку

104
В Дагестанском государственном театре кукол уже более 40 лет работает Роза Имрановна...

Статьи из «Театры»

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Вся гамма человеческих чувств

115
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

15
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

99
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

22
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

150
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

22
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

18
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...