Дорожить и гордиться
В работе конференции, приуроченной к первому фестивалю народных художественных промыслов Юга России в древнем Кубачи, в числе других почетных гостей принял участие известный общественный деятель, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин. Настоящий энтузиаст, прекрасный организатор, который всячески старается сохранить уникальное наследие – вековые традиции народной культуры, ассоциацию он возглавляет с 1994 года.
– Россия – одна из немногих стран, где по сей день ценится ручной авторский труд, – говорит Геннадий Александрович. – Наши талантливые мастера и художники делают исключительные работы. Поэтому одна из главных задач, которая стоит перед нами, – сохранение и развитие промыслов (в ауле златокузнецов эту работу проводит созданный с недавних пор Союз народных художественных промыслов «Кубачи». – Прим. авт.). В этом деле нам очень помогают в Совете Федерации ФС РФ, в связи с чем хотелось бы выразить слова благодарности председателю Совета Валентине Матвиенко, ее заместителю Ильясу Умаханову, работникам Управления Минюста России по РД.
Болею за Дагестан
– Дагестан – это центр российских промыслов по производству оружия, ювелирных изделий, ковров, керамики, – отмечает наш гость. – Балхар, Табасаран, Кизляр – везде свои умельцы. Что еще отличает республику от других субъектов России – здесь мастера живут в горах. Но, к глубокому сожалению, их не так много. И если раньше, по разным сведениям, в Дагестане было около 30 тыс. мастеров-художников, сегодня почти в десять раз меньше. Причины? В первую очередь маленькая заработная плата – у молодежи нет стимула. Я надеюсь, мы выправим эту ситуацию, в том числе благодаря поддержке руководства республики. Нам бы хотелось, чтобы народные умельцы получали федеральную господдержку (они имеют на это право) в виде субсидий на компенсацию затрат по основной деятельности, в частности, при организации выставок, покупке сырьевых материалов.
Уверен, если будут льготы и преференции, талантливые ребята займут эту нишу. На Западе, в Китае или Японии наши известные мастера давно были бы миллионерами. Посмотрите, как в этих странах чтят своих умельцев, хранят их изделия. Пенсии какие у них! Нам тоже нужно поддерживать своих, гордиться ими, дорожить.
На днях я был в одной из торговых точек Махачкалы, где представлены народные промыслы. Помещение размером 20 квадратных метров для такого города, с таким большим наплывом туристов – это очень мало. Туризм, конечно, нужно развивать, но вместе с тем необходимо уделять внимание и инфраструктуре сбыта. Правда, сейчас, насколько я знаю, готовится проект строительства туристического центра. И это не может не радовать. Я очень болею за Дагестан, потому что дагестанский народ из поколения в поколение передавал навыки ремесел и промыслов.
Опираться на базовые ценности
– У нас есть свой благотворительный проект «Азбука народной культуры». За время его существования мы добились значительных успехов в популяризации декоративных прикладных ремесел и народных промыслов. В настоящее время работаем над другим значимым проектом «Великая Отечественная война в произведениях мастеров и художников народных промыслов России». Хотим показать, какими промыслами занимались наши люди в годы войны. Чего там только нет: лыжи, гимнастерки и портянки, кисеты, фляжки. В Дагестане, например, делали бурки. Об этом мало кто знает. Как и о том, что в 1942 году, в тяжелое для страны время, вышло постановление Совнаркома о поддержке народных промыслов, а в феврале 1945-го – в год окончания войны – постановление о строительстве десяти промысловых учреждений.
Эти промыслы тысячу лет жили, через столько войн, революций прошли и в итоге дошли до нас. Мы должны любыми способами сохранить свою самобытность, народную культуру
Что мы сейчас наблюдаем? Идет глобализация, и самое страшное, что она коснулась и культуры. Но если мы будем жить по западным меркам, сами себе не будем интересны. Надо же понимать, что эти промыслы тысячу лет жили, через столько войн, революций прошли и в итоге дошли до нас.
Мы должны любыми способами сохранить свою самобытность, народную культуру. Зачем нам под кого-то подстраиваться? И потом на покемонах, на Барби нормального человечка мы не вырастим.
Согласен, прежде не было такого засилья со стороны чужой культуры. Но знаете, в последнее время в московском метро все чаще встречаешь людей с книжками, и я почему-то уверен, что книга будет цениться так же, как ценилась в Советском Союзе. Помню, мы собирали макулатуру и затем сдавали ее, чтобы получить томик О. Генри или набрать детективов каких-нибудь. Почему на Западе говорят, что учились у Достоевского, у Пушкина? Потому что в их творчестве поднимаются глубокие темы, волнующие людей во все времена: любовь, справедливость, предательство, добро и зло. Важно опираться на базовые духовные ценности, беречь наше богатое наследие.