Горе от любви Александра Грибоедова
Одним из самых известных людей своего времени был Александр Сергеевич Грибоедов. Почти каждый школьник нашей страны знает, что знаменитую комедию в стихах «Горе от ума» он написал накануне восстания декабристов, обличая в ней царский режим и высшее общество.
Александр Грибоедов родился 15 января 1795 года. Отец его Сергей Иванович был из знатного дворянского рода, являлся участником знаменитого Швейцарского похода через Альпы под командованием Суворова. Вышел в отставку в 1804-м в чине секунд-майора.
Александр получил блестящее домашнее образование под руководством ученого энциклопедиста Ивана Петрозилиуса.
В 1803 г. в возрасте восьми лет одаренного мальчика отдали в Московский благородный пансион. Через три года он был зачислен студентом словесного факультета Московского университета. А еще через два года выдержал экзамен на ученую степень кандидата словесности.
***
Летом 1812-го Грибоедов добровольно вступил в Московский гусарский полк. Прибыв на место службы, попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий».
«Я в этой дружине побывал четыре месяца. Впечатления неописуемые. Удивителен тот факт, что в 17 лет я уже являюсь офицером», – писал он своему другу Степану Бегичеву.
До 1814 года Грибоедов служил в чине корнета под командованием генерала от кавалерии Андрея Кологривова, а первые литературные опыты юноши относятся к 1815 г. (написал статью «О кавалерийских резервах», опубликованную в журнале «Вестник Европы»).
В 1818-м начинающий писатель и дипломат отказался от места чиновника русской миссии в США, после чего получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии.
В 1822 г. Александр Сергеевич становится секретарем по дипломатической части при чрезвычайном и полномочном после России в Персии генерале Алексее Ермолове. В следующем году оставил государственную службу, уехал в Москву и начал работать над комедией «Горе от ума». Это произведение стало вершиной русской драматургии и поэзии.
***
В 1826 году после завершения работы над комедией вернулся на службу и продолжил дипломатическую деятельность. Возвращаясь из Петербурга в Персию, решил заехать в Тифлис, чтобы навестить своего давнишнего друга грузинского князя Александра Чавчавадзе. Тот с большим уважением принял Грибоедова.
Во время ужина, увидев повзрослевшую дочь князя Нину, писатель был поражен ее красотой. Он тут же сравнил девушку с Мадонной кисти испанского художника Мурильо Эстебана.
Через несколько дней Грибоедов признался девушке в любви.
Его приятель, путешественник Николай Муравьев-Карский, который в это время тоже гостил в доме Чавчавадзе, сказал ему:
– А вы знаете, Александр Сергеевич, что в Нину влюблен и младший брат генерала Ермолова Сергей Николаевич?
Он чуть заметно усмехнулся:
– И что из этого выходит?
Муравьев-Карский сделал удивленное лицо.
– Как что?! Это же родственник самого Ермолова! Неужели не отступитесь?
Грибоедов строго констатировал:
– Я готов сразиться на дуэли с любым, кто будет препятствовать моей любви.
– Вы ненормальный! – воскликнул путешественник.
***
Про свою встречу в Тифлисе с Ниной Чавчавадзе Грибоедов так написал в своем дневнике:
«В тот день за столом я сидел против Нины и всё на нее глядел. Сердце мое билось учащенно. Не знаю, отчего и по какой причине, но я вдруг стал решительным. Выходя из-за стола, взял ее за руку и сказал ей по-французски:
– Пойдемте со мной, мне очень необходимо что-то важное сказать вам.
Она меня послушалась, и мы взошли в соседнюю комнату. Щеки у меня разгорелись, дыхание занялось. Я начал что-то бормотать, она заплакала, потом засмеялась, я поцеловал ее…».
Сама Нина была не в силах противостоять охватившему ее чувству.
«Как солнечным лучом обожгло!» – признавалась она сестре Екатерине.
В начале сентября 1828 года влюбленные обвенчались в Тифлисе в Сионском соборе. Писателю было 33 года, а его возлюбленной – 16 лет.
Он писал Бегичеву:
«Как прекрасен Кавказ. Это просто волшебный край. Здесь величественная природа. И тут я встретил свою любовь. Это изумительно…».
***
Вскоре после свадьбы Грибоедову пора было снова отправляться в Персию.
Несмотря на опасность миссии и трудности путешествия, Нина пожелала сопровождать мужа. В середине сентября супруги выехали из Тифлиса. Сначала жена хорошо переносила дорогу.
Грибоедов отмечал в своем дневнике:
«Женат, путешествую с огромным караваном, 110 лошадей и мулов. Ночуем под шатрами на высотах гор. Нинуша моя не жалуется, всем довольна, игрива, весела…».
Однако в пути выяснилось, что она ждет ребенка. Беременность проходила тяжело, девушка часто болела. Поэтому в Тавризе, где при дворе принца Аббаса располагались посольства европейских стран, было принято решение, что путь до Тегерана Грибоедов продолжит один.
В дороге он писал жене:
«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить».
***
Он мечтал о том, как вскоре воссоединится с женой. Вспоминал тот день, когда признался ей в любви, сделал предложение и получил согласие.
«Помнишь, друг мой неоцененный, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал. Скоро и искренно мы с тобою сошлись, и навеки».
Но из Тегерана Александр Сергеевич уже не вернулся.
В феврале 1829 года в посольство ворвалась разъяренная толпа религиозных фанатиков, настроенных против сотрудников русской миссии из-за слухов, будто те нарушают этикет шахского двора. Еще их ярость среди прочего вызвал тот факт, что в посольстве укрывались служившие при дворе армяне и грузины.
В неравной схватке погибли все 37 сотрудников, которые находились в здании, в том числе и немногочисленная охрана (20 казаков).
Тело Грибоедова опознали только по следу на кисти левой руки, полученному когда-то на дуэли.
***
Нине Чавчавадзе несколько дней боялись сказать о гибели мужа.
Когда она всё же узнала о его смерти, то у нее начались преждевременные схватки. Новорожденный прожил всего несколько часов. Тело писателя привезли в Тифлис, вдова распорядилась, чтобы его похоронили у церкви Святого Давида на склоне горы Мтацминда.
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» – сделала она надпись на надгробии.
Нина Чавчавадзе так и не вышла замуж второй раз, отвергая все ухаживания.
Она умерла в 1857 году во время разразившейся в Тифлисе эпидемии холеры. Ее похоронили рядом с мужем.
Поэт Яков Полонский посвятил Нине Чавчавадзе вот такое стихотворение:
…Там в темном гроте – мавзолей,
И – скромный дар вдовы –
Лампадка светит в полутьме,
Чтоб прочитали вы
Ту надпись и чтоб вам она
Напомнила сама –
Два горя: горе от любви
И горе от ума.