Режиссер-постановщик Хайбула Абдулгапуров жанр спектакля определил как поэтическую драму. Действие происходит в недавние времена в Дагестане. В центре внимания молодая горянка Асият, которая окончила школу и хочет поступить в институт. Но она сталкивается с непониманием со стороны сельчан и родителей. Возник конфликт человека и общества. В этом весь трагизм.
Начало спектакля было оригинальным. Поднимается занавес, а в центре светового круга поэт (в исполнении заслуженного артиста РФ Гусейна Казиева) с книгой в руках. Он читает, и, словно по мановению палочки, на сцене набирает обороты действие. Такой удачный ход постановщика позволил зрителю представить образ автора поэмы. Затем сцена осветилась полностью, и картина жизни людей горного аула предстала выпукло. В немалой степени этому способствовали декорации: словно выхваченный из пространства кусочек горного села, окутанного утренним туманом. Художникам спектакля Валентине Кондашовой и Ирине Мироновой удалось сделать оформление гармоничным. Каждая деталь, каждый предмет были осязаемыми.
Красочность действию придавали и яркие чохто, шитые золотом платки, бурки, папахи… Все это является важным пространственно-временным признаком, без которого колоритность спектакля могла бы пострадать.
Профессионализм актеров позволил показать палитру характеров этого произведения. Порадовала игра актрисы Ашуры Иманалиевой – исполнительницы главной роли Асият. Ей удалось передать страдание молодой души. Её не волнуют пересуды сельчан. Девушка чтит своих родителей и страдает из-за непонимания ими её устремлений. Это явственно видно из общения Асият с отцом. Она старается ему объяснить, что никакое богатство не может заменить ей осуществление мечты. «Я должна поехать учиться, я должна выполнить свой долг перед школой, перед учительницей Верой Васильевной», — говорит она. При этом глаза Асият устремлены куда-то вдаль, словно в этот момент она представляет будущее, институт. Актрисе удалось передать целеустремленность героини и одновременно метания её души.
Отец Али в исполнении заслуженного артиста РФ Магомеда Нурмагомедова предстал именно таким, каким в традиционном воображении рисуется мужчина гор и глава семейства. Суровый, с тяжёлой поступью, его раскатистый голос заставляет всех вокруг трепетать. Он не терпит никаких возражений. Актеру удалось передать характер настолько достоверно, что многие зрители в зале встрепенулись при его появлении. Но вместе с такой «толстокожестью» он сумел показать и внутренние переживания своего героя. Ведь Али в глубине души понимал, что дочь права, но не мог отменить суровых «законов гор». Этот мучительный внутриличностный конфликт был продемонстрирован явственно.
Весьма неоднозначным получился образ жениха Османа. Если читая произведение в школьном учебнике по дагестанской литературе, Османа представляешь эдаким негодяем, то в этой постановке виделась противоречивость его натуры. Он действительно любит Асият, но страсть его разрушительна. Он – эгоист и не может допустить, чтобы его чувства были отвергнуты. Неоднозначно высвеченный образ этого героя добавляет достоверности спектаклю.
Интересна постановка тем, что в ней поднимаются острые социальные вопросы эпохи, описываемой Р. Гамзатовым. Сложная судьба женщины-дагестанки стала предметом глубоких раздумий поэта. Неоднократно поэт обращается к зрителям с просьбой прислушаться к страданиям девушки. Он не может понять отца, его нежелание поддержать дочь. Недаром в одной из сцен поэт и отец вступают в спор. Такое решение постановщика весьма удачно, и позволило высветить расуловское отношение к происходящему.
Спектакль Аварского театра, показанный по занавес уходящего года, стал ярким завершающим аккордом в череде мероприятий, посвящённых памяти поэта Расула Гамзатова.