Гость из прошлого — клавесин
Клавесин немецкой фирмы «Ammer» Дагестан получил 30 лет назад. Созданный на рубеже 80-х и 90-х годов камерный оркестр Дагестанской филармонии не мог расширять и обогащать свой репертуар без клавесина, поскольку большая часть музыки эпохи барокко написана именно для него.
Это было время распада СССР, когда разрушилась вся система поставок и оснащения филармоний страны инструментами, и шансов заполучить его не было. Но помогло счастливое стечение обстоятельств и упорство директора Даггосфилармонии тех лет Айгума Эльдаровича Айгумова, который через Министерство культуры России добился, чтобы Дагестан получил один из последних клавесинов в стране, оставшихся от советской системы распределения.
В Национальном музее Республики Дагестан прошел концерт «Гость из прошлого – клавесин», организованный Дагестанской государственной филармонией им.
Т. Мурадова.
В последний раз этот уникальный и единственный на Северном Кавказе инструмент звучал десять лет назад, а в начале 2020 года клавесин переехал в Национальный музей республики, где стал экспонатом временного хранения. Благодаря поддержке генерального директора музея Пахрудина Магомедовича Магомедова клавесин был размещен в зале, где есть возможность проводить камерные концерты. Инструмент прошел процесс реставрации и находится под наблюдением музейных сотрудников. С повреждениями, которые инструмент получил при нескольких переездах, работал самый опытный реставратор старейшего музея республики Тимур Магомедович Муртузалиев.
Заслуженная артистка РФ Зарифа Абдуллаева (на снимке за клавесином) – единственный в республике музыкант, играющий на клавесине. Именно она в 1990 году вместе с настройщиком Владимиром Роттэ изучали инструмент, полученный без инструкций, и интуитивно учились, как обращаться с самым сложным, нежным и капризным представителем семейства клавишно-струнных щипковых инструментов. Достать какую-либо литературу на эту тему в те годы было невозможно.
Зарифа Абдуллаева рассказала слушателям об истории инструмента, его устройстве и звучании в различных регистрах. Главная сложность для исполнителя на клавесине в том, что основные выразительные средства фортепианного искусства могут вызвать повреждение механизма его старинного предка. На клавиши клавесина нельзя надавливать, а выразительность звука достигается другими средствами.
Концерт прошел в лучших традициях музыкального салона. В программе приняли участие солисты филармонии Елена Величко (сопрано) и Анжела Ибрагимова (альт). Ведущая концерта, музыковед и художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль рассказала о композиторах, которые создавали музыку для клавесина, и их произведениях. Были исполнены Три сонаты Доменико Скарлатти, Ария Ромильды из оперы «Ксеркс» Георга Фридриха Генделя, Венецианская народная песня «Смех Амура», 1 часть Партиты для клавира и 1 часть Сонаты для альта и клавира Иоганна Себастьяна Баха. Благодаря клавесину, звук которого за столетия не изменился, эта музыка исполнялась аутентично, и мы можем предполагать, что именно так она звучала в музыкальных салонах при жизни композиторов.
Концерт вызвал большой отклик у слушателей, которые благодарили музыкантов и высказывали пожелания услышать больше произведений. К сожалению, пока действуют ограничения, концерты по введенным правилам не могут длиться более одного отделения. Кроме того, после десятилетнего молчания механизм клавесина еще не до конца пришел в рабочее состояние и не может выдержать длительной игры, над ним будут продолжать работать специалисты. Артисты Дагестанской филармонии планируют новые программы и надеются, что концерты старинной музыки в стенах первого музея Дагестана будут регулярными и все желающие смогут соприкоснуться с наследием великих композиторов прошлого, чья музыка продолжает восхищать мир.
Дагестанская государственная филармония выражает благодарность коллективу Национального музея Дагестана и лично генеральному директору Пахрудину Магомедову за помощь в сохранении уникального инструмента и поддержку в организации концертов.