X
08:10 21.01.2021

Гость из прошлого — клавесин

Клавесин немецкой фирмы «Ammer» Дагестан получил 30 лет назад. Созданный на рубеже 80-х и 90-х годов камерный оркестр Дагестанской филармонии не мог расширять и обогащать свой репертуар без клавесина, поскольку большая часть музыки эпохи барокко написана именно для него.

Это было время распада СССР, когда разрушилась вся система поставок и оснащения филармоний страны инструментами, и шансов заполучить его не было. Но помогло счастливое стечение обстоятельств и упорство директора Даггосфилармонии тех лет Айгума Эльдаровича Айгумова, который через Министерство культуры России добился, чтобы Дагестан получил один из последних клавесинов в стране, оставшихся от советской системы распределения.

В Национальном музее Республики Дагестан прошел концерт «Гость из прошлого – клавесин», организованный Дагестанской государственной филармонией им.
Т. Мурадова.

В последний раз этот уникальный и единственный на Северном Кавказе инструмент звучал десять лет назад, а в начале 2020 года клавесин переехал в Национальный музей республики, где стал экспонатом временного хранения. Благодаря поддержке генерального директора музея Пахрудина Магомедовича Магомедова клавесин был размещен в зале, где есть возможность проводить камерные концерты. Инструмент прошел процесс реставрации и находится под наблюдением музейных сотрудников. С повреждениями, которые инструмент получил при нескольких переездах, работал самый опытный реставратор старейшего музея республики Тимур Магомедович Муртузалиев.

Заслуженная артистка РФ Зарифа Абдуллаева (на снимке за клавесином) – единственный в республике музыкант, играющий на клавесине. Именно она в 1990 году вместе с настройщиком Владимиром Роттэ изучали инструмент, полученный без инструкций, и интуитивно учились, как обращаться с самым сложным, нежным и капризным представителем семейства клавишно-струнных щипковых инструментов. Достать какую-либо литературу на эту тему в те годы было невозможно.

Зарифа Абдуллаева рассказала слушателям об истории инструмента, его устройстве и звучании в различных регистрах. Главная сложность для исполнителя на клавесине в том, что основные выразительные средства фортепианного искусства могут вызвать повреждение механизма его старинного предка. На клавиши клавесина нельзя надавливать, а выразительность звука достигается другими средствами.

Концерт прошел в лучших традициях музыкального салона. В программе приняли участие солисты филармонии Елена Величко (сопрано) и Анжела Ибрагимова (альт). Ведущая концерта, музыковед и художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль рассказала о композиторах, которые создавали музыку для клавесина, и их произведениях. Были исполнены Три сонаты Доменико Скарлатти, Ария Ромильды из оперы «Ксеркс» Георга Фридриха Генделя, Венецианская народная песня «Смех Амура», 1 часть Партиты для клавира и 1 часть Сонаты для альта и клавира Иоганна Себастьяна Баха. Благодаря клавесину, звук которого за столетия не изменился, эта музыка исполнялась аутентично, и мы можем предполагать, что именно так она звучала в музыкальных салонах при жизни композиторов.

Концерт вызвал большой отклик у слушателей, которые благодарили музыкантов и высказывали пожелания услышать больше произведений. К сожалению, пока действуют ограничения, концерты по введенным правилам не могут длиться более одного отделения. Кроме того, после десятилетнего молчания механизм клавесина еще не до конца пришел в рабочее состояние и не может выдержать длительной игры, над ним будут продолжать работать специалисты. Артисты Дагестанской филармонии планируют новые программы и надеются, что концерты старинной музыки в стенах первого музея Дагестана будут регулярными и все желающие смогут соприкоснуться с наследием великих композиторов прошлого, чья музыка продолжает восхищать мир.

Дагестанская государственная филармония выражает благодарность коллективу Национального музея Дагестана и лично генеральному директору Пахрудину Магомедову за помощь в сохранении уникального инструмента и поддержку в организации концертов.

Статьи из «Культура»

Неподражаемая Дженнет Далгат

13
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

16
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

10
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

10
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

18
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

12
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

12
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

12
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

42
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

70
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...