X
10:06 03.07.2025

Графини худграфа во всей красе…

В стенах Дагестанского государственного педагогического университета им. Р. Г. Гамзатова на днях царила особая атмосфера творческого волнения и торжественности: на художественно-графическом факультете состоялось значимое событие, к которому ведут долгие годы учебы в стенах вуза, – защита дипломных работ выпускников кафедры живописи, специализирующихся в области графики. Пять талантливых выпускниц представили на суд комиссии свои проекты. Каждый из них стал результатом кропотливого труда и глубокого творческого осмысления.

Руководил подготовкой дипломанток профессор кафедры живописи, народный художник России Юсуп Ханмагомедов, являющийся признанным мастером графики, чей опыт и наставничество, несомненно, стали залогом успеха его студентов.

Выпускницы подготовили не просто итоговые работы, а целые художественные исследования, демонстрирующие владение различными графическими техниками, глубокую работу с литературным материалом, осмысление культурных и мифологических пластов, а также яркую индивидуальность каждой художницы.

Улочки родного Харбука

Студентка Джамилат Зулпикарова­ представила на суд экзаменаторов и гостей итогового показа серию графических листов, посвященных родному селу Харбук в Дахадаевском районе. Ее триптих – искренний, теплый графический рассказ о любви к малой родине, о вере в ее будущее и о красоте, которую можно найти в каждом уголке родной земли, если смотреть на нее с открытым сердцем художника.

«Харбук». Д. Зулпикарова

В основу проекта, как поделилась Джамилат, легли не только зарисовки, сделанные во время поездок в родные края, но и живая ткань воспоминаний, впечатлений. Опираясь на опыт и вдохновение советских графиков, чьи работы она изучала в ходе учебных занятий в музеях республики, и подкрепляя теоретические знания навыками по графическим технологиям, Джамилат создала серию листов, завораживающую детализацией, где мастерски переданы и суровость гор, и уют сельского уклада, и игра света и тени на стенах домов, и сама фактура жизни Харбука. Множество точных, узнаваемых деталей – элементы резьбы, предметы быта или особенности рельефа – делают листы невероятно достоверными и живыми. Это пейзажи и вместе с тем графические рассказы о месте, где каждая тропинка, каждый камень дышат родной для художника историей.

Триптих – посвящение женщине

Яркой звездой на защите дипломных работ засиял проект Тевриз Кадиевой – серия графических листов «Женские архетипы». Девушка погрузилась в глубины философии Карла Юнга, взяв за основу его теорию коллективного бессознательного и архетипов. Ее серия – визуальное воплощение тех универсальных мифологических образов, что хранятся в памяти человечества и проявляются в искусстве и культуре. Основные женские архетипы Юнга – Мать, Возлюбленная, Воительница и Исследовательница – стали героинями графического повествования Тевриз. Женщина в триптихе художника – сама цикличность бытия: та, что дает жизнь и принимает ее обратно, подобно земле.

Серия «Женские архетипы». Тевриз Кадиева

Преподаватели, годами наблюдавшие за ростом Кадиевой и знающие ее потенциал, особо отметили смелое ноу-хау ее дипломного проекта – уникальное и, на первый взгляд, неожиданное совмещение живописных и графических техник. Этот синтез, как отметили наставники, порождает необыкновенный, завораживающий эффект, добавляя работе глубину и выразительность.

Для самой Тевриз «Женские архетипы» – больше, чем проект, больше чем философская концепция или технический эксперимент. Свой триптих, как призналась художница в ходе презентации, она создала как символ солидарности и дань уважения всем женщинам, стремящимся к познанию себя и мира, ищущим и находящим свой уникальный путь. Это напоминание о многогранности женской сущности: о жертвенности, идущей рука об руку с материнством, о силе воительницы, о страсти возлюбленной и неугасимой жажде познания исследовательницы.

Повесть, ожившая в рисунках

А вот тихая и застенчивая Умагани Магомедова представила серию иллюстраций, которые буквально осветили аудиторию. Ее работы к повести дагестанского классика Ахмедхана Абу-Бакара «Ожерелье для моей Серминаз» оказались настолько яркими, жизнеутверждающими и глубокими, что по-настоящему порадовали строгую экзаменационную комиссию.

«Книжная иллюстрация» – не просто тема диплома для Умагани. Это давняя, искренняя любовь, идущая из самого детства. Выросшая среди книг, она с малых лет пришла к пониманию, что настоящие иллюстрации могут чутко отражать душу текста, дополнять и усиливать его. И наоборот – как может коробить, когда картинка и слово живут вразлад. Эту внутреннюю чуткость к гармонии слова и образа девушка пронесла через годы учебы.

Подготовка к диплому стала для нее глубоким погружением. Пленэры, походы в музеи, сотни зарисовок с натуры – всё это кропотливо собиралось, осмысливалось и в итоге вылилось в замечательную целостную серию. Понимая, что повесть Абу-Бакара – не детская сказка, а произведение со своей глубиной, художник сознательно выбрала реалистичный стиль и технику офорт. Отпечатанный на бумаге рисунок мастерски окрашивала акварелью. Так на свет появилась серия ярких, насыщенных, запоминающихся образов, которые обладают художественной ценностью.

Финальный аккорд

…Проект за проектом выпускницы мастерской графики худграфа ДГПУ (или графини, как их называет Юсуп Маммаевич) демонстрировали глубокие, философски осмысленные и мастерски изготовленные работы. Вот это качество прежде всего отметил председатель итоговой комиссии, действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия – Алания, профессор Олег Басаев. Его присутствие и оценка подчеркнули высокий уровень мероприятия и значимость представленных работ.

Экспертизу и рецензию проектов провели известный искусствовед, член Союза художников России художник Владлена Бесараб, искусствовед, заслуженный работник культуры РД Александр Сергеев. Также оценивали работы знаменитый художник, заведующий кафедрой живописи худграфа ДГПУ, академик, член-корреспондент Рос­-
сийской академии художеств, заслуженный художник РФ, профессор Абдулзагир Мусаев, искусствовед, заместитель генерального директора Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, директор «Первой галереи» Джамиля Дагирова. Ну и, конечно же, многие состоявшиеся художники (выпускники прошлых лет), представители творческой интеллигенции. Ведь защита дипломов – это отдельно взятое и яркое событие в культурной жизни нашей республики.

Похожие

Природа вещей и красок

18
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

44
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Секреты художественного мира

16
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Краски нашей Родины

70
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

31
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

20
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

51
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

108
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

70
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

Статьи из «Культура»

Расул Гамзатов – величина неприкосновенная

31
Однажды поэт Кайсын Кулиев сказал о нем: «Одной...

Раздвоенного времени приметы

6
Первые дни осени всё настойчивее напоминают о дне рождения великого Расула Гамзатова –...

Феномен Айсакадиева

3
В величественных залах Государственного музея-усадьбы «Остафьево – Русский Парнас»...

Парень, полюбивший Дагестан

21
В детстве будущий поэт и участник Великой Отечественной войны Алексей Марков (на снимке)...

Вырастить думающую личность

3
Под сводами уютного зала Театра кукол на днях царила особая атмосфера: здесь состоялись...

Щедрость души

8
На днях краеведческому музею Акушинского района – филиалу Дагестанского музея имени А....

Магия творчества

74
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Новые векторы творческого развития

13
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

6
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

19
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

27
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...