Греческая скульптура в Дагестане


В залах Русского и Европейского искусства Дагестанского музея ИЗО среди живописных полотен и предметов прикладного искусства выставлены также и произведения пластики 18-20 вв. Отдельный отсек музея составляет экспозиция копий с работ античных скульпторов, созданных европейскими мастерами в 18-19 вв. - бюсты, статуи, барельефы.
Мраморные бюсты представляют изображения римских императоров, обычных людей различных сословий античной эпохи — греков и римлян, кроме того, в экспозиции выставлено и несколько мраморных фигур, являющихся уменьшенными копиями известных работ греческих мастеров Леохара, Агесандра и др. эпохи эллинизма (4-1 вв. до н.э).
Многие произведения русских и европейских художников, включая копии со скульптурных произведений античной эпохи из крупнейших собраний и галерей Москвы и Ленинграда, были переданы в 20-х -30-х гг. в образованный видным дагестанским деятелем культуры — наркомом просвещения республики Алибеком Тахо- Годи — музей краеведения(1924 г.) и составили основу художественной коллекции музея на долгие годы .
В фондах музея находятся две гипсовые уменьшенные копии 19 в. на сюжет греческих мифов — «Ниобиды», созданные с мраморных барельефов гениального Фидия , творившего в «Век Перикла» (5 в. до н. э.), бывшего одним из создателей скульптурного убранства храмов Афинского Акрополя. В экспозиции выставлены копии, созданные европейскими, предположительно французскими или итальянскими мастерами 18-19 вв., с образцов античной скульптуры различных периодов эпохи эллинизма, начало которой положили завоевательные походы Александра Македонского в конце 4 в. до н.э., способствовавшие распространению греческой культуры на всех завоеванных им территориях, включая народы Малой Азии, Ирана, вплоть до Индии.
Созданная знаменитым скульптором конца 4 века Леохаром, придворным художником Александра Македонского, статуя Аполлона Бельведерского, чья уменьшенная копия находится в экспозиции ДМИИ, являет собой характерный пример изменяющегося сознания греков уже новой эпохи зарождающегося эллинизма. Эта эпоха отмечена все возрастающим влиянием культуры восточных стран, что сказывалось в пристрастии к роскоши у эллинистических правителей, гигантомании в архитектурном строительстве; в статуях богов ярко выраженная патетика, экспрессия жеста порой доходят до крайней эмоциональной выраженности, заменяя благородную сдержанность героев высокой классики.
Восхищенный статуей видный немецкий ученый, теоретик искусства Иоганн Винкельман (1717 -1768 гг.) писал : «Не кровь и нервы горячат и двигают это тело, но небесная одухотворенность. Он преследовал Пифона, впервые употребив против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил, с высоты удовлетворения его возвышенный взор устремляется как бы в бесконечность, далеко за пределы победы, на губах отражается презрение, а сдерживаемое недовольство вздымает ноздри и распространяется на горячий лоб». Оригинал статуи, вернее, мраморная римская копия с бронзового оригинала хранится в музее Ватикана.
Другое знаменитое произведение эллинистической пластики — Венера Мелосская, чья мраморная уменьшенная копия украшает экспозицию музея, выполнена позднее — во 2 в. до н.э. Почти ничего не известно о ее создателе Агесандре, кроме того, что он происходил из г. Антиохии на реке Меандр и работал на острове Мелос, где и нашли статую в 19 в. (1820 г.), которую затем вывезли и поместили в парижский музей Лувр. Как отмечает известный русский исследователь искусства 19 в. П.П.Гнедич в своей «Всеобщей истории искусств», статуя, по словам очевидцев, была найдена целой, с двумя руками, одной она придерживала одежду, а другой — держала яблоко, полученное от Париса. Яблоко в руке богини должно было символизировать плодородие. Статуя ценна еще тем, что она — один из немногих подлинников древнегреческой классики, дошедших до нас, — истинный шедевр эллинистического искусства, близкий по духу высоким образцам классической эпохи.
Многие современные искусствоведы отмечают, что статуя Афродиты (Венеры) Мелосской представляет для того времени явление нового порядка, отражает новое объемно-пространственное видение. Если ранее скульптура, помещаемая в основном между колоннами или у стены храмов, могла обозреваться с двух-трех точек зрения, то, по замечанию искусствоведа Н.И.Поляковой, статуя Афродиты Мелосской имела круговой обход и множество точек зрения, она подобно цветку с многолепестковой розеткой округло и плавно располагает свой пластический объем в пространстве.
Не менее прекрасно и другое скульптурное изображение богини, так называемая Афродита Медицейская — так же являющаяся уменьшенной копией неизвестного европейского мастера 19 в., исполненная, в свою очередь, с копии древнеримской работы, находящейся ныне в галерее Уффици (Италия, Флоренция). Оригинал же был создан предположительно греческими ваятелями — братьями Кефисодотом-младшим и Тимархом, работавшими в Афинах в 3 в. до н.э. Афродиту — «Пенорожденную» в переводе с древнегреческого, они изобразили вместе с одним из посвященных ей животных — дельфином (оригинал статуи, к сожалению, не сохранился). Согласно мифу, богиня родилась из пены морской после того , как в море попала кровь Урана, оскопленного своим сыном — титаном Кроносом, восставшим против тирании отца. «Венера Медицейская» произвела огромное впечатление и на великого русского художника Александра Иванова, посетившего Флоренцию в 1830 году, который сделал с нее множество превосходных набросков, писавшего, что не знает ничего совершеннее этого творения.
Среди других работ греческой пластики, размещенных в экспозиции ДМИИ, привлекают внимание бюстовый «Портрет гречанки» (2 в. до н.э.) и фигурная статуя молодой гречанки (1 в.до н.э.). Они отражают ту линию эллинистического искусства, которая тяготела к показу более камерных, частных моментов и проявлений в жизни человека, большему вниманию в раскрытии индивидуальных особенностей характера человека, его эмоционального состояния. И хотя эти два произведения являют нам образы уже не богинь, а простых гречанок, надо признать: они не менее прекрасны и женственны, чем изображения иных богинь. Чувство меры , стремление к равновесию, гармонии в полной мере проявлены и в этих двух работах неизвестных греческих скульпторов, представленных в экспозиции.
Каким удивительным покоем веет от лица неизвестной нам греческой девушки с ее правильными чертами, ясными и чистыми линиями, полуопущенным, как бы несколько смущенным взором. Статуя молодой гречанки, черты лица которой далеки от совершенства, покоряет своей естественной непринужденностью облика, изяществом осанки, которую подчеркивают красиво ниспадающие складки драпировок ее одеяния. В античные времена считалось, что никто не мог сравниться с гречанками в умении драпировать и носить одежду, почти не сшиваемую эллинами.
Кроме круглой скульптуры, в нишах отсека античного искусства вывешены небольшие по своему формату гипсовые барельефы 19 в., тонированные под мрамор, с изображениями персонажей греческих мифов Геракла («Геракл со шкурой льва», и «Геракл, укрощающий Керинейскую лань», а также, вакханки, обычно всегда полупьяной веселой гурьбой сопровождающие бога вина Вакха.
В конце следует заметить, что выставленные работы, выполненные в основном в мраморе, составляют небольшую, хотя и наиболее значимую в качественном отношении часть из того, что находится в скульптурных фондах ДМИИ, где хранится много произведений мелкой пластики, особенно бронзолитейной, так или иначе связанной с античным искусством.
Статьи из «Культура»
Наша кухня покоряет мир!

Гордый наш Кавказ

Поэтам – сцена!

Краски нашей Родины

Когда «Геба» на сцене…

На языке красоты

Песнь о «Гомере XX века»

Оружейная история Страны гор

Культурный визит к соседям
