X
05:17 23.01.2013

Грустная комедия

Одиночество вообще – и особенно в зрелом возрасте – одна из современных насущных тем в литературе, драматургии. Она сегодня весьма актуальна. Речь идет о людях, не имеющих семей и супружеских отношений. Они наталкиваются на большой душевный и духовный дискомфорт, имеют проблемы со здоровьем.

Аварский государственный музыкально-драматический театр им. Г.Цадасы показал спектакль «Давай женись, дедушка» по грустной комедии татарского драматурга Гюльшат Зейнашевой. Комедия основана на жгучих вопросах современной жизни: противоречивых взаимоотношениях между родителями и взрослыми детьми, внуками. Типичной причиной напряженных взаимоотношений часто является небольшая жилая площадь, доставшаяся в наследство детям и внукам от стариков. Этот порок больше всего присущ городскому быту.

Спектакль Аварского театра удачлив тем, что лишен физических страданий и перипетии разворачиваются мирно, в сугубо психологическом русле. Именно по принципу психологического анализа поставила спектакль режиссер Рабият Осаева – Аджикамалова. Режиссерской концепции соответствуют декоративное и сценографическое оформление (заслуженный художник РД Арслангерей Акавов) и музыкальное сопровождение (музыка компилятивная).

Участник Великой Отечественной войны Гапур, его дочь Написат и совершеннолетний внук Рустам живут в однокомнатной квартире – в напряженной тесноте. Ситуация усугубляется тем, что Рустам хочет жениться и привести невесту туда же. Но и Гапур испытывает неподдельные чувства к Закие, женщине из пансионата для ветеранов, без собственной жилплощади. Самая значимая сюжетная линия спектакля – это отношения между Гапуром (заслуженный артист России Гусейн Казиев) и любимой женщиной Закией (заслуженная артистка РД Зайнаб Гамзатова). Но эта линия лишь заявлена – нет эмоциональной красоты по той причине, что Закия часто спотыкается в проявлении чувств – наблюдается неуверенность.

Да и внешне героине порою не хватает нежности и изящности в сценических движениях и жестах.

Непривлекательна другая героиня — Сафияханум (артистка Патимат Абасова). Изначальная идейная нагрузка этого образа заключается во внушительности большой силы. Однако Сафияханум не концентрируется на этом главном качестве – в ее экстрасенсорных манипуляциях над Гапуром рассеянность, неубедительность.

Гапур в исполнении Гусейна Казиева выглядит образцом чистоты и невинности среди эгоистического окружения близких ему людей. Он ведущий нерв спектакля – жизнерадостный, наделенный аналитическим умом добрейший старик. В нем еще жива любовь к женщине, счастье он видит в совместном существовании любящих друг друга мужчины и женщины. В нем наблюдаем тихую, но мощную энергетику отчаянной любви. Его любовь к Закие целомудренна и красива.
Написат (заслуженная артистка РД Амантула Кебедова) – активная, но артистически изворотливая молодая женщина. Ловко переходит из одного психического состояния в другое. Легко входит в душу и также выходит из нее. Актриса ответственно вошла в роль.

Запоминающийся образ создала заслуженная артистка РД Наира Хабибуллаева. Ее Марьям богата не только материально, но и чувственно. В ней столько разных порывов, что безгранично удивляет. Хорошо чувствует ситуацию и без опоздания достоверно реагирует на нее.

Сатар (заслуженный артист РД Магомед Абдулатипов) – невезучий человек: не в ладах с женой. Образ содержательный и интересный по актерской технике.

Типичными представителями современной молодежи являются Рустам (артист Салим Батиров) и его невеста Магинур (артистка Ариза Магомедова). Работы этих молодых актеров отличаются зажигательным внутренним темпераментом и элегантной пластикой.

Несколько слов о временном пространстве спектакля. Здесь он проигрывает, изобилуя длиннотами. Можно без ущерба для идейности спрессовать сценическое время.

Статьи из «Культура»

Шествие театров

3
В этом году первому профессиональному театру Дагестана исполяется 100 лет. Флешмобы, онлайн-...

Сохраним язык – сохраним культуру

8
Трудно переоценить значение языка, на котором каждый из нас в далеком детстве открывал для себя мир. На нем рассказывали сказки...

Особое искусство

40
Народные коллективы – флагман культурной жизни Дагестана. Выполняя...

Бурка как дом родной

9
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Большая сцена для маленьких детей

5
Литературный клуб «Креатив», созданный на базе Дагестанского государственного театра кукол, функционирует вот уже 14 лет. За...

И газеты, и книги должны работать на просвещение

30
Читать и почитать. Слова разные, но суть...

Планета Дагестан

704
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Переломный момент

38
После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра в начале года, на этот раз...

Снятию блокады посвящается

7
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Знаменитая пьеса Арбузова – на дагестанской сцене

52
Спектакль «Мой бедный Марат» по...

В память о замечательном ашуге

42
В этом году исполняется 155 лет со дня рождения народного...