Хаджи-Мурат в работах Лансере
Оригинал книги, иллюстрированный академиком живописи Евгением Евгеньевичем Лансере, можно увидеть на выставке «Хаджи-Мурат» в работах Е. Е. Лансере», приуроченной к 110-летию с момента начала работы художника над иллюстрациями к книге.
Сегодня культурно-выставочный центр Национального музея РД им А. Тахо-Годи как ожившая история. Рисунки на стенах ведут по страницам повести, представляя героев, сменяя одно событие другим. И ты точно не сторонний наблюдатель, а действующее лицо. Выставочный проект представлен Государственным музеем Л. Н. Толстого, и на выставке лишь часть удивительной коллекции работ Лансере. В них не только история, но и чувства автора к полюбившемуся ему Дагестану.
Евгения Лансере связывали с Кавказом и Дагестаном многие годы. В 1912 г. петербургское издательство «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг» заказало художнику иллюстрирование книги «Хаджи-Мурат» – последней кавказской повести Льва Толстого.
– Лансере отправился в Дагестан для создания иллюстраций к книге и глубоко заинтересовался Страной гор. Он посетил все места исторических событий и всю боль Кавказской войны выразил в своих работах, – рассказывает куратор выставки Джамиля Дагирова (на снимке). – Конечно, Лансере был заинтересован Дагестаном, нашей природой, народом, культурой, традициями. Он отправился в аулы, куда Шамиль назначил Хаджи-Мурата наибом и куда отправил потом его семью, посетил места, где Хаджи-Мурат с семьей жил до 1851 года. Несколько дней Лансере провел в родовом селе главного героя повести в Хунзахе и побывал в Алазансой долине, где разворачивались трагические события гибели Хаджи-Мурата в 1852 году. К началу 1914 года Лансере исполнил около семидесяти композиций к повести.
«Почти четыре года напряженного труда было отдано художником работе над книгой. Иллюстрации к «Хаджи-Мурату», представленные в 1915 году на выставке в Петербурге «Мир искусства», одним из первых по достоинству оценил А. Н. Бенуа: «Рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть… они не только дают тонкую и точную «справку по сценарию» и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь. Среди этих скромных, на первый взгляд, акварелей, одна является шедевром из шедевров. В ней Лансере достигает своей классической высоты. Я говорю о той акварели, где кавалькада горцев медленно семенит по обнаженному склону горы, выделяясь туманным силуэтом… В этом весь Кавказ».
Выход в 1916 году и повторное издание в 1918-м книги «Хаджи-Мурат» в издательстве «Голике и Вильборг» с работами художника – заметное событие в мире книжного искусства. По сегодняшний день это издание считается непревзойденным шедевром отечественной иллюстрации», – говорится на сайте Государственного музея Л. Н. Толстого.
Писатель работал над повестью с 1896 по 1904 год. О том, как возник замысел написания повести, в начале произведения рассказал сам Толстой, а черновой вариант так и озаглавил – «Репей».
«Материалом писателю служили книги «Двадцать пять лет на Кавказе» Арнольда Зиссермана и «Воспоминания» В. А. Полторацкого. Черновые рукописи Толстого к повести «Хаджи-Мурат» представлены на выставке. В повести слились воедино мощь гения молодого Толстого и взвешенная, всему знающая цену, зачастую горестная мудрость старца, обладающего глубоким знанием жизни. В ней представлены два мира: мир обыкновенных людей – горцев, русских воинов, казаков, и мир двух главных противников эпохи – императора России Николая I и имама Чечни и Дагестана Шамиля, представлявших собой как бы два полюса европейского и азиатского абсолютизма. Человек, живущий по природным законам и не захотевший подчиниться ни одной из противоположных сторон, отстаивающих только свою «правду», обречен на гибель. В этом нелегкая судьба Хаджи-Мурата», – говорится в аннотации к выставке.
Повесть «Хаджи-Мурат» по праву считается литературным и пророческим завещанием Льва Толстого. Закономерно, что, начав свою литературную деятельность на Кавказе, великий писатель и завершил ее кавказской повестью: он словно подвел итог своей долгой подвижнической жизни.