X
08:06 18.02.2022

Хаджи-Мурат в работах Лансере

Оригинал книги, иллюстрированный академиком живописи Евгением Евгеньевичем Лансере, можно увидеть на выставке «Хаджи-Мурат» в работах Е. Е. Лансере», приуроченной к 110-летию с момента начала работы художника над иллюстрациями к книге.

Сегодня культурно-выставочный центр Национального музея РД им А. Тахо-Годи как ожившая история. Рисунки на стенах ведут по страницам повести, представляя героев, сменяя одно событие другим. И ты точно не сторонний наблюдатель, а действующее лицо. Выставочный проект представлен Государст­венным музеем Л. Н. Толстого, и на выставке лишь часть удивительной коллекции работ Лансере. В них не только история, но и чувства автора к полюбившемуся ему Дагестану.

Евгения Лансере связывали с Кавказом и Дагестаном многие годы. В 1912 г. петербургское издательство «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг» заказало художнику иллюстрирование книги «Хаджи-Мурат» – последней кавказской повести Льва Толстого.

– Лансере отправился в Дагестан для создания иллюстраций к книге и глубоко заинтересовался Страной гор. Он посетил все места исторических событий и всю боль Кавказской войны выразил в своих работах, – рассказывает куратор выставки Джамиля Дагирова (на снимке). – Конечно, Лансере был заинтересован Дагестаном, нашей природой, народом, культурой, традициями. Он отправился в аулы, куда Шамиль назначил Хаджи-Мурата наибом и куда отправил потом его семью, посетил места, где Хаджи-Мурат с семьей жил до 1851 года. Несколько дней Лансере провел в родовом селе главного героя повести в Хунзахе и побывал в Алазансой долине, где разворачивались трагические события гибели Хаджи-Мурата в 1852 году. К началу 1914 года Лансере исполнил около семидесяти композиций к повести.

«Почти четыре года напряженного труда было отдано художником работе над книгой. Иллюстрации к «Хаджи-Мурату», представленные в 1915 году на выставке в Петербурге «Мир искусства», одним из первых по достоинству оценил А. Н. Бенуа: «Рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть… они не только дают тонкую и точную «справку по сценарию» и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь. Среди этих скромных, на первый взгляд, акварелей, одна является шедевром из шедевров. В ней Лансере достигает своей классической высоты. Я говорю о той акварели, где кавалькада горцев медленно семенит по обнаженному склону горы, выделяясь туманным силуэтом… В этом весь Кавказ».

Выход в 1916 году и повторное издание в 1918-м книги «Хаджи-Мурат» в издательстве «Голике и Вильборг» с работами художника – заметное событие в мире книжного искусства. По сегодняшний день это издание считается непревзойденным шедевром отечественной иллюстрации», – говорится на сайте Государственного музея Л. Н. Толстого.

Писатель работал над повестью с 1896 по 1904 год. О том, как возник замысел написания повести, в начале произведения рассказал сам Толстой, а черновой вариант так и озаглавил – «Репей».

«Материалом писателю служили книги «Двадцать пять лет на Кавказе» Арнольда Зиссермана и «Воспоминания» В. А. Полторацкого. Черновые рукописи Толстого к повести «Хаджи-Мурат» представлены на выставке. В повести слились воедино мощь гения молодого Толстого и взвешенная, всему знающая цену, зачастую горестная мудрость старца, обладающего глубоким знанием жизни. В ней представлены два мира: мир обыкновенных людей – горцев, русских воинов, казаков, и мир двух главных противников эпохи – императора России Николая I и имама Чечни и Дагестана Шамиля, представлявших собой как бы два полюса европейского и азиатского абсолютизма. Человек, живущий по природным законам и не захотевший подчиниться ни одной из противоположных сторон, отстаивающих только свою «правду», обречен на гибель. В этом нелегкая судьба Хаджи-Мурата», – говорится в аннотации к выставке.

Повесть «Хаджи-Мурат» по праву считается литературным и пророческим завещанием Льва Толстого. Закономерно, что, начав свою литературную деятельность на Кавказе, великий писатель и завершил ее кавказской повестью: он словно подвел итог своей долгой подвижнической жизни.

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

181
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

19
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

137
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

80
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...