Хазарская миссия Кирилла и Мефодия


День славянской культуры и письменности вошел в число государственных праздников России с 1991 года. В Болгарии с докоммунистических времен он отмечается с особой, по сравнению с другими государствами, грандиозностью, и там до сих пор есть почетная награда - орден Кирилла и Мефодия. Тот же статус имеет этот праздник и в Македонии, где он известен под названием «День Святых Кирилла и Мефодия». В Чехии и Словакии этот праздник отмечается 5 июля. В России с 1901 года во всех учебных заведениях духовного ведомства в день 11 мая (по юлианскому календарю, 24 мая по нынешнему григорианскому) учащиеся освобождались от занятий, к чему приурочивался и ежегодный выпускной акт. Эта традиция продолжается и сейчас, когда в школах России у выпускников завершаются учебные занятия.
Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ, 827-869 гг., Рим) и Мефодий (в миру Михаил, некоторые исследователи, в частности болгарские, полагают, что его мирское имя неизвестно, 815 — 885 гг., Велеград, Моравия) — братья из г.Солуни (Салоники в нынешней Греции). Они просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии они почитаются как равноапостольные святые — «учители словенские». Причем 1963 год, когда отмечалось тысячелетие славянской письменности, был объявлен даже Римской (католической) церковью «годом славянского юбилея» с центром торжеств в Велеграде (нынешняя Чехия) — бывшей столице Великоморавской державы — одного из первых славянских государств.
Именно сюда были посланы в 863 году византийским императором Михаилом III братья Константин и Мефодий по просьбе моравского князя Ростислава, который предложил прислать в Моравию проповедников, способных изложить христианское вероучение на понятном славянском языке. Это было сделано с тем, чтобы ограничить влияние немецкого духовенства в стране. Константин привез мораванам в совершенстве разработанную и удобную для передачи славянской речи азбуку, а также перевод на славянский язык основных богослужебных книг, которые были написаны на так называемой глаголице, своеобразие которой не позволяет уверенно связать ее ни с одним из современных ей алфавитов. Константин и Мефодий на богослужениях читали Евангелие по-славянски, и народ потянулся к братьям. Церкви, где служба велась на латинском языке, пустели, римско-католические священники теряли в Моравии влияние и доходы. Константин и Мефодий усердно обучали учеников славянской азбуке, богослужению, продолжали переводческую деятельность.
С 864 года, когда князь Ростислав был вынужден признать себя вассалом Людвига Немецкого, немецкое духовенство, следуя принципу триязычия, согласно которому хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках: еврейском, греческом и латинском, стало обвинять их в ереси. Поэтому в январе — феврале 867 года братья выехали в Рим со своими учениками за поддержкой в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. Папа Римский Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и освятил переведённые книги.
Однако в Риме в 868 году Константин тяжело заболел, в начале февраля 869 г. окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл, через 50 дней (14 февраля) скончался и там же был похоронен. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».
Мефодий с учениками вернулся в Моравию. К этому времени Ростислав потерпел поражение от Людвига Немецкого и в 870 году умер в баварской тюрьме, моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Им даже удалось на три (870-873) года заключить его в один из монастырей.
Узнав об этом, папа Иоанн VIII запретил немецким епископам совершать литургию, пока Мефодий не будет освобождён. Правда, он же запретил богослужение на славянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, несмотря на запрещение, продолжал богослужение на славянском языке, но в 879 году немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Он блестяще оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на славянском языке. С помощью трёх учеников, которые, чередуясь, переписывали начисто шесть месяцев все то, что он написал или надиктовал, он перевёл на славянский язык Ветхий Завет и некоторые другие богослужебные книги. Однако в 885 году Мефодий тяжело заболел и 19 апреля 885 года, в Вербное воскресенье, скончался.
Латино-германская группа миссионеров, опиравшаяся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка, открыто выступила против славянской литургии. И в конце концов она была запрещена буллой папы Стефана V, который вступил на престол после смерти Мефодия и папы Иоанна VIII. Этим была решена и судьба учеников Мефодия:их предали суду, подвергли жестоким истязаниям, долго держали в тюрьме, как и раньше Мефодия, часть была убита. Другие, проданные в 886 году в рабство, были выкуплены посланником византийского императора. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.
Тот факт, что Болгария находилась под сильным культурным влиянием Византии, видимо, способствовал тому, что один из учеников Константина (вероятнее всего, Климент Охридский) создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX — начале X веков во время правления царя Симеона. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи.
В 1708-1709 годах в результате реформы кириллицы, осуществленной Петром I, был создан функционирующий до сих пор гражданский шрифт (кириллица продолжает использоваться славянскими православными церквами). Он недавним постановлением Государственной Думы приобрел в Российской Федерации статус обязательного, в том числе, разумеется, и для народов нашей республики, которые перешли на него вместе с другими (за исключением Грузии и Армении) неславянскими этносами Советского Союза еще в 30-е годы прошлого столетия.
Однако мало кто, если не считать специалистов по истории славянской письменности, знает, что до Моравской Кирилл и Мефодий осуществили в 861 году Хазарскую миссию. Ее путь лежал по древнему караванному пути от Чёрного моря к Каспийскому через Семендер, который локализуется обычно в районе нынешней Махачкалы, к Каспийским воротам Кавказских гор, т.е. Дербенту, где Константин встретился с каганом. Был заключен, по всей видимости, византийско-хазарский союз, и каган пригласил ревнителей иудаизма и ислама для религиозных споров с христианскими миссионерами, желая якобы выбрать «наилучшую» религию, хотя каганат к этому времени принял в качестве государственной религии иудаизм. После неоднократных жарких прений о вере старший брат (Мефодий) «молитвою, а философ (Константин) словами взяли над теми верх и посрамили их». Хазарская аристократия вроде бы согласилась принять крещение, разрешив тем, кто хочет, креститься по своей воле, а приверженцев иудаизма и «веры сарацинской» обещала прогнать, пригрозив смертью. Сообщается, что около двухсот человек тут же приняли крещение (возможно, это были представители племен, служивших кагану, но все равно это очень немного). Оставив у хазар для дальнейших успехов пропаганды христианства священников, пришедших с ними, Константин и Мефодий, сопутствуемые множеством освобожденных по их просьбе из хазарского плена византийских граждан, возвратились в Константинополь с благодарственным письмом от кагана.
Хотя в «Житии Константина» и говорится, что Константин победил еврейского раввина и мусульманского кадия, каган не переменил своей религии. В более поздних арабских источниках и переписке хазарского кагана середины X века Иосифа с Хасдаем Ибн-Шафрутом, евреем по национальности, и придворным кордовского халифа Абдаррахмана III утверждается, что тогда в Хазарии раввин хитростью сумел столкнуть Константина с кадием, поставить обоих в невыгодное положение и тем самым победить, убедив кагана в истинности и благородстве своей религии. Но кагану нужен был союз с Византией, и поэтому он сделал вид, что убедился в правоте христианской веры, и стал терпимее относиться к христианству. И хотя союз Византии с хазарами продержался недолго, эту миссию богословы считают христианским подвигом Кирилла и Мефодия.
Статьи из «Культура»
Бежта в орнаментах

В каждом движении – история

Полвека на сцене

Ашуг, сын ашуга

Нескучная музейная ночь

Ценить и свято беречь

Народный соловей

Зеркало времени

Песни о войне и Победе
