Хлеб с халвой
В Дагестане ни один народный обычай не обходится без хлеба. Он полноправный участник действа, связывающий прошлое с настоящим. Во многом именно от хлеба, как рассказывают в селах, зависит баракат во всех начинаниях. Обряды у разных народов были самые разные, но соблюдались всегда и всеми на протяжении столетий.
Например, перед началом весенних полевых работ в даргинском селении Ашты пахаря сопровождали женщины – его близкие родственницы, одетые преимущественно в одежду зеленого цвета, раздававшие всем встречным лепешки хлеба с халвой. А в лакском селении Вихли пахаря сопровождали 9 женщин с кувшинами бузы. За ними шел мужчина и раздавал всем по куску вареного мяса с лепешкой хлеба. Идущих забрасывали землей, обливали водой.
Конечно же, без хлеба не обходилась ни одна свадебная церемония. Лакская невеста, покидая родительский дом, брала с собой два хлеба: один бросала за воротами своего дома, другой оставляла во дворе жениха. Так начиналась ее новая жизнь. У рутульцев в ночь перед свадьбой невесте приносили угощения из пяти больших пирогов, хлеба и куска сыра – для достатка в доме.
Считалось, что свадебный хлеб и мучная халва впитывают в себя все добрые пожелания и магические свойства и они передадутся всем, кто его поест.
Так, у аварцев рано утром, после утреннего призыва к молитве, товарищи будят жениха и ведут его в куллу – бассейн для омовений, захватив с собой кусок халвы. Совершив омовение, жених возвращается, а халву оставляет в кулле; первый, пришедший после жениха, берет ее себе. В Хочоде жених, идя утром в куллу, кладет в карман сладости: при возвращении встречные поздравляют его, а он оделяет их сладостями.
У каждого дагестанского народа свадебная церемония начиналась с выпечки хлеба и приготовления халвы. Этому придавали особое значение. И не каждой женщине поручалось выпекать хлеб, а только той, которая имеет благополучную полную семью. Для свадебных торжеств пекли дрожжевой хлеб. У кумыков, если в семье оставались незамужние девушки и неженатые юноши, выпекали нечетное количество хлеба.
Этнограф А. К. Амирханова отмечает, что на всех хлебах изображали различные знаки, цветы, орнаменты при помощи специальных деревянных штампов или обыкновенной вилки.
«На свадебном столе должны были быть и сдобные хлебы майлы этмек (сев. кум.), явлу экмек (южн. кум.) – слоеный хлеб с маслом. Выпекались и другие сдобные сладкие калачи (къалачлар), печенья – гулеме (южн. кум.) или гьалва къалач (сев. кум.). Гулеме готовили обычно из слоеного теста с начинкой, ею служила мучная халва. На гулеме принято было делать узоры наперстком. И пенжекеш, и гулеме перед выпечкой смазывали взбитым яйцом (или только желтком). Гулеме обычно делали небольших размеров, в виде коржиков.
Къалачлар (булочки) также украшались узорами, имеющими не только эстетический, но и магический смысл. Это были солярные знаки, отпечатки наперстка. Приготовлению сдобных къалачлар придавалось большое значение. Своеобразно это происходило у дагестанских терекеменцев. Обычно перед свадьбой родители жениха приглашали близких родственников и друзей не в дом жениха, где должна была состояться свадьба, а туда, где проходила подготовка к ней. Там мужчины должны были резать для свадебного стола скот, готовить мясо. Родственниц приглашали к печи, где пекли для свадьбы хлеб, пироги, калачи и т.д.», – описывает этнограф.
А тем временем в селении Кафыр-Кумух из дома жениха на подносе выносили два чурека и вареное мясо, невесту и ее сопровождающих осыпали мукой.
У тюркоязычных народов бытовал и другой интересный обряд – «открывание лица невесты». Мальчику до семи лет давали палку с надетым на конце слоеным калачом и велели поднять им покрывало с лица невесты, после чего она окунала руки в муку, потом в мед и масло.
Окунали руки в муку и перед первой стрижкой ногтей младенца, чтобы ребенок всегда жил в достатке. И когда впервые укладывали ребенка в колыбель, над его головой проносили полную чашу с мукой, что тоже должно было принести благополучие и достаток.
Многие обряды, связанные с хлебом, сохранились еще с древних времен. Как рассказывает доктор исторических наук Руслан Сефербеков, у табасаранцев на празднике сбора трав взрослые из черемши изготавливали для детей подобие кукол.
– Она была величиной с ладонь, вместо головы устанавливали полевой цветок. Эта кукла, по-видимому, являлась олицетворением божества растительности (съедобных трав). Косвенным доводом тому, что в прошлом, до принятия ислама, у табасаранцев, возможно, были антропоморфные хлебные куклы, служит наличие у них довольно популярного и имеющего исключительно оригинальную композицию ворсового ковра, называемого джакул («кукла»).
Интересно отметить, что куклы из материалов, имевших растительное происхождение, имелись и у других народов Дагестана. Известно, что детские и женские обряды, а также народная медицина обладают особым консерватизмом. В этой связи подтверждением тезиса о существовании в прошлом у табасаранцев хлебных кукол может служить используемая в обряде передачи болезни кукла из теста. При долгой и продолжительной болезни ребенка женщины выпекали эту куклу и с плачем и причитаниями хоронили её на перекрестке трех дорог, приговаривая: «Пусть болезнь с куклой уйдет в землю». Похороны болезни, олицетворяемой в образе куклы из теста, не случайны. Известно, что перекресток – место встречи времени и пространства: магическое и опасное место, где встречаются демоны и ведьмы. Самоубийц, вампиров и злодеев хоронили на перекрестке, чтобы они заблудились и не смогли вернуться для преследования живых, – рассказывает Р. Сефербеков.
Приведенный пример можно встретить и у других народов Дагестана и мира, что вновь подтверждает известную истину: хлеб – всему голова.