Хохмачи – люди мудрые
Два дня махачкалинцы и гости столицы, пришедшие в Русский драматический театр им. Горького, были погружены в атмосферу веселья, остроумия, всплеска положительных эмоций, философских размышлений о жизни… Московский театр «Школа современной пьесы» показывал свои знаменитые спектакли: «Вредные советы» (для детей) и «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» (для достигших 18 лет и старше).
Дагестанцы смогли посмотреть спектакли одного из ведущих театров Москвы благодаря действующему четыре года проекту Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры России «Большие гастроли». По сути это возрождение практики в театральной жизни огромной страны – СССР, когда финансировались обменные гастроли театров разных городов, областей, краев, было единое культурное пространство, жители периферийных городков могли видеть работы мастеров сцены культурных столиц и наоборот.
– Это гениальный проект, – на эмоциональном подъеме говорил художественный руководитель Московского театра Иосиф Райхельгауз на пресс-конференции для дагестанских журналистов. – Я по приглашению ставлю спектакли во многих странах мира, наш театр выезжает в США, Израиль, гастролирует по Европе, мы имеем творческие контакты во многих странах, а в своей – не было. Теперь же с запуском проекта мы показали работы театра даже в Петропавловске-Камчатском, в Сибири. Вот сейчас приехали на Северный Кавказ, побывали в столицах соседних с Дагестаном республик и первый раз покажем премьеру спектаклей для детей и взрослых в Махачкале. Для нашего театра это важная гастроль. Мы недавно были в Таллине, предстоит поездка в Тбилиси, Одессу. Несмотря на разногласия среди политиков, культурные связи народов не прерываются. Гастроли – это то, без чего театр не может жить. Я молодым режиссером работал в театрах «На Таганке», «Современнике», каждый год мы ездили в Прибалтику, на Кавказ, в Сибирь… «Большие гастроли» – это весьма затратный, серьезный проект, расширяющий рамки творческого сотрудничества, привлекающий новую аудиторию. В эту программу вовлечены все субъекты России. И это грандиозно!
Театр «Школа современной пьесы» показал вечерние спектакли «Умер-шмумер, лишь бы был здоров», но вовсе не по пьесе одного автора, а по собранию еврейских анекдотов.
– Как-то известный московский режиссер Анатолий Васильев, последние десять лет работающий в Европе, подарил мне сборник 800 еврейских анекдотов и сказал: «Поставь их на сцене», – рассказывал Иосиф Райхельгауз. – Я прочел этот веселый сборник, но никак не мог представить, как это воплотить в театре. Прямо так ему и признался: «Не знаю, как это сделать». «Вот и я не знаю», – услышал огорченный ответ. Через какое-то время узнал, что в Берлине хотят поставить некое театральное действие по еврейским анекдотам. Это меня раззадорило, и я решил сделать спектакль, не связанный каким бы то ни было сюжетом. По крайней мере мне так виделось.
Спектакль действительно необычный. На сцене небольшой дворик на берегу южного моря, населен он людьми еврейской национальности. Возможно, это Одесса, а может, другой город, где у порога плещется море. В увитом зеленым плющем дворе звучит скрипка. Какой же еврейский двор без скрипки! Посередине стоит… гроб, рядом – венок, фотография усопшего. Во двор входит еврей и громко спрашивает: «Что здесь происходит?». «Покойник» привстает в гробу: «Не видишь, похороны». – «Чьи?» – «Мои».
Учуяв запах фаршированной рыбы, «покойник» просит: «Принесите мне кусок рыбы».
– А почему, когда хоронили твою тетю, она лежала в гробу на боку? – продолжает еврей-сосед вести диалог с «покойничком». «Потому что на спине она храпит», – слышим в ответ.
Во двор входит с чемоданом, на котором изображена Эйфелева башня, долго отсутствовавший сосед. Их диалог:
– И где же ты был? – спрашивает вышедший из квартиры Мойша.
– В Париже, – отвечает Ёся с гордостью.
– Это далеко?
– Три тысячи километров.
– Какая глушь!
… Еврейские анекдоты сыплются в зал с такой щедростью, что зритель не успевает отсмеяться от острой шутки одного, как следует другой, не менее остроумный.
Театр «Школа современной пьесы» был создан в 1989 году. Основатель и художественный руководитель – народный артист России Иосиф Райхельгауз. Репертуарная политика абсолютно уникальна и полностью соответствует названию: театр ставит только современные пьесы, не имевшие ранее сценического воплощения. «Школа» – это театр мировых премьер. За время его работы зритель увидел 70 новых пьес.
Многие из них написаны специально для этого коллектива, где играют замечательные артисты В. Качан, В. Шульга, Е. Санаева, Т. Циренина, И. Мамонов… В спектакле, что показан в Махачкале, заняты три народных артиста России, три заслуженных артиста РФ, два молодых и один студент. С театром сотрудничают Сергей Соловьев, Станислав Говорухин, Дмитрий Астрахан и многие другие известные режиссеры и авторы пьес: Борис Акунин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Евгений Гришковец…
Самоирония, высмеивание слабостей не только евреев, но и всего человечества – отличительная черта еврейского анекдота, придуманного народом, история которого полна трагических событий. Поэтому в шутках присутствует некий второй смысл, содержатся остроумные ответы на жизненные вопросы. Кстати, русское слово «хохма» в переводе с еврейского означает «мудрость».
– Я будто два часа провела в теплой компании хохмачей, – поделилась впечатлениями знакомая, выходя из театра.