Хор как понимание жизни
Что такое хор? Каждый скажет: это певческий коллектив. А я, побывав на вечере хоровой миниатюры, вышла из Театра поэзии после выступления хора Дагестанского театра оперы и балета (на снимке) с твердым убеждением, что хор – это собирательное действующее лицо, способное возвысить человека, очистить его душу, наполнить благородными мыслями, а там и до благородных дел недалеко.
Этому способствовала замечательная музыка, особая атмосфера, какую по обыкновению могут создавать в Театре поэзии, зритель, пришедший на концерт. Нет, не случайный, а подготовленный, знающий куда и зачем он пришел, ценящий хоровое пение, и, конечно же, коллектив хора под управлением Натальи Макеевой – хормейстера и художественного руководителя театра оперы и балета.
Наталья Олеговна, видимо, решила погрузить слушателя в волшебный мир беспрерывной музыки: без объявления композиторов исполняемых произведений, их названий, представляемых эпох – только хоровое исполнение, большей частью акапельное, порой дополняемое стихами Александра Блока и Иосифа Бродского.
— Приглашая в Театр поэзии этот коллектив выступить в нашем проекте, мы хотели поделиться с вами теплым настроением, создать обстановку уюта, когда под соответствующую музыку можно подумать о важном, о вечном, – сказала перед выступлением хора художественный руководитель Театра поэзии Ариза Батырова.
Ее слова оправдались с первого же номера программы, когда откуда-то из глубин космоса тихо, вкрадчиво зазвучал голос единого слаженного хора – действующего лица, без инструментального сопровождения. Голос чистый, по-особому свежий, вводит в торжество храма, где царит умиротворение, настраивает на покой и благость.
А вслед за этим зазвучал угадываемый Сергей Рахманинов «Полюбила я на печаль свою». Вокалистка Виктория Сагидова изливала душу о драматизме неразделенной любви. Мелодическое богатство музыки Рахманинова умело сочетается с романтическим пафосом, лирико-соцерзательным настроением и драматизмом одновременно. Но жизнь многообразна ситуациями, их ощущениями. Вот и в концерте музыка представлена по восходящей в настроении. «Буйный ветер в лицо бьет, частый дождичек сечет» пел солист театра Сергей Поздняков в русской народной песне «Ах, Настасья». А затем задорная Булахова «Колокольчики мои, светики степные, что глядите на меня темно-голубые» – песня просторная, широкая, заливает душу нежностью и вместе с тем задором.
Вихрем событий ворвалась виолончель солистки оркестра театра Анны Швец, исполнившей сюиту № 1 Иоганна Себастьяна Баха и прелюдию Куранта после такой торжественно величественной «Зорю бьют» Георгия Свиридова, проникнутой жизненными образами, так осмысленно спетой хором.
Весьма зрело прозвучали песни Валерия Гаврилина «Город спит», Сергея Баневича «Дудочка» – произведения разные, но в одном ключе. Выбивалась из программы, пожалуй, лишь русская народная плясовая «Ох ты, Порушка-Параня, ты за что любишь Ивана». В короткой беседе с Натальей Макеевой после выступления хора включение этой песни в классическую канву концерта я назвала добрым хулиганством. «Пожалуй, шалостью», – поправила меня хормейстер.
Коллектив под управлением Н.Макеевой на вечере хоровой миниатюры показал зрелое мастерство, понимание не только исполняемых произведений, но и жизни.