Хотите ярких эмоций? Заходите!
Этой весной выставочные залы Дагестана радуют жителей и гостей республики интересными экспозициями. Ну что ж, двери открыты, экспонаты выставлены.
Предлагаем вашему вниманию выставки, которые подарят вам незабываемую встречу с миром прекрасного, отвлекут от обыденности, обеспечат эмоциональную встряску, натолкнут на философские размышления и даже помогут найти выход из трудного положения. А чтобы получить чистые, яркие и искренние эмоции, планируйте свой досуг заблаговременно.
«Сын степи»
Музей-заповедник – этнографический комплекс «Дагестанский аул» приглашает посетить выставку картин художника Сраждина Батырова «Сын степи».
Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Дагестана, участник республиканских, зональных, всероссийских выставок, он создал более 200 произведений в самых разных жанрах живописи. Взглядом современного художника переосмысливал прошлое своего народа, традиции предков.
Ногайская степь – особая любовь художника. Древняя культура народа-кочевника, быт, легенды, обычаи, песни, эпос стали для него источником творческого вдохновения. Отсюда и его картины «Из детства», «Невеста», «Ритуальный танец», «Осенью», «Валяют войлок», «Пекут хлеб», «Ортеке».
Сраждин Батыров был не только профессиональным художником, но и прекрасным резчиком по дереву, знатоком ногайского фольклора, великолепно играл на старинном музыкальном инструменте шынъ-кобуз.
Им было собрано более ста народных песен и сазов (мелодий), проделана огромная работа по возвращению к жизни старинных ногайских танцев и песен, сбору музыкальных инструментов.
«Первая»
В Центре этнической культуры продолжается выставка Шахнабат Алимагомедовой «Первая». В экспозиции представлено 14 авторских работ в стиле экспрессионизма, символизма. Художник пишет о жизни, человеческих эмоциях: любви, радости, печали, воспоминаниях и отношениях между людьми.
– Язык живописи очень богат и позволяет нам все это описать с помощью красок, – отмечает Шахнабат. – Вся моя сознательная жизнь связана с коврами; я их ткала, создавала рисунки, изучала, но всегда была уверена, что когда-нибудь перейду на живопись – мечты должны сбываться. 2017 год стал для меня началом нового пути. И это древнейшее искусство меня не отпускает. Точно так же, как и в коврах, сначала я выбираю фон, а потом появляется сюжет.
Картины Алимагомедовой действительно яркие, ведь для нее это тот же самый ковер, только на холсте.
Курирует проект известный дагестанский художник Патимат Гусейнова.
«Крым. Следы истории»
Национальный музей РД приглашает на фотовыставку Марины Львовой «Крым. Следы истории».
Первая ее персональная фотовыставка «Свобода выбора. Крым» прошла в 2016 г. Работа над темой началась двумя годами ранее и продолжается до сих пор, внесены коррективы в название и концепцию фотопроекта.
Основу экспозиции «Крым. Следы истории» составляют отдельные фотографии из четырёх серий, показывающих конфессиональное, культурное и историческое многообразие Крыма.
– «Следы истории» – это рассказ о прямом потомке крымских караимов Анатолии Дубинском, внуке смотрителя и последнего газзана – караимского священнослужителя в кенасе, пещерном городе Чуфут-Кале близ Бахчисарая. Караимы – коренные жители Крыма. Представителей этой этнически-религиозной группы впору заносить в Красную книгу. По устному фольклору, обычаям и образу жизни они похожи на соседние тюркские народы, однако традиционно исповедуют караизм – религию, родственную иудаизму, пользуются древнееврейским языком в деловой переписке, научных трудах, литургии и надгробных эпитафиях, – рассказывает Марина Львова.
«100-летие автономии Дагестана»
В Национальном музее открыта выставка «100-летие автономии Дагестана».
Здесь представлены экспонаты самого музея, а также Дагестанского музея изобразительных искусств.
«Кукла в традиционном костюме»
В Центре детского технического творчества Каспийска проходит выставка кукол в национальных костюмах. Представлено свыше 20 работ педагогов и обучающихся трёх объединений центра: «Я сама» (педагог Г.А. Абдулкеримова), «Робототехника» (педагог Л.А. Гаджиева), «Оч.умелые ручки» (педагог Г.Ю. Ажуева).
Это куклы в традиционной одежде народов Дагестана, куклы – персонажи сказок. Некоторые изготовлены из синтетических наполнителей, из синтепона, в чулочной технике с использованием натуральных тканей.
Выставка знакомит с различными направлениями, по которым развивается тема «куклы в народном костюме»: это традиционная (обрядовая) кукла, авторская кукла, сувенирная кукла. Авторские куклы – это куклы-образы, где принадлежность костюма к той или иной национальной традиции обозначается несколькими легко узнаваемыми мотивами или деятелями.
Выставка показывает самобытную культуру народов Дагестана, развитие ремёсел и народных художественных промыслов.
«Халил-бек Мусаясул. 100 лет эмиграции»
В культурно-выставочном центре Национального музея РД продолжается выставка, посвящённая творчеству одного из первых художников Дагестана Халил-бека Мусаясула, оказавшегося в вынужденной эмиграции в расцвете лет.
– Он получил прекрасное художественное образование, сложился как личность и художник в двух Россиях – царской и советской. Вся его жизнь, все устремления были обращены к искусству – от первых самостоятельных опытов рисования, учебы в Тифлисском училище живописи «Кавказского общества поощрения изящных искусств», Саратовском Боголюбовском художественном училище до работы в сатирических и литературно-художественных журналах в Азербайджане и Дагестане («Молла Насреддин», «Калнийет», «Барабан», «Танг Чолпан») и преподавания рисования и других, – рассказывает зам. директора музея Джамиля Дагирова.
В небольшом (1912-1921), но насыщенном событиями и творчеством периоде художнику выпадает уникальный шанс учиться в Баварской королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене. Возможно, именно тогда и была предопределена судьба Мусаясула. Семнадцатилетний горский юноша оказался в центре Европы и мечтал лишь об одном – стать большим художником. Но обстоятельства предопределили его судьбу.
Первая мировая война прервала обучение (Халил-бек проучился лишь год – с 1913 по 1914 гг.). Перемены в стране и новый социальный общественный порядок не представлялись ему возможными для свободного существования и творчества. Однажды вкусив прекрасное и поняв, что художнику необходимо быть свободным, Мусаясул воспользовался плодами Раппальского мира между Германией и Россией и вернулся в Мюнхен для продолжения учебы в академии. Это был 1921 год. Больше на родину он не возвращался.
С этого момента по сути вся его живопись, тексты, книги, поступки так или иначе связаны с мыслью о невозможности жить на родной земле. Не по своей воле художник становится эмигрантом, невозвращенцем, диссидентом, ностальгирующим скитальцем.