Хозяйка маленького царства


30 лет. Почти полжизни. Именно столько библиотекарь Роза Аджиева работает в Махачкалинской школе № 9. За это время она настолько срослась со своим кабинетом и детишками-читателями, что уже не представляет себя вне своей школы, вне своего маленького царства книг.
Придя в гости к Розе Абдулаевне, замечаю рядом с дверью библиотеки несколько стендов. Один из них посвящен сотрудникам правоохранительных органов, геройски отдавших жизни ради спасения граждан, другой — 70-летию Победы. Библиотекарь не без гордости отмечает:
— Это мы с дочками вместе делали. Они у меня уже взрослые, окончили вузы и работают, и, хотя часто недовольны, что я, как они говорят, «зависаю на своей работе», когда надо, все же приходят и помогают мне.
После посвящения в тайны отношений «дочки-матери» Роза Абдулаевна приглашает в свое маленькое книжное царство. Хотя уже внутри понимаешь, что не такое уж оно и маленькое. Впервые вижу, чтобы площадь школьной библиотеки была такой большой.
— Раньше наша библиотека была совсем небольшой. Но потом появилось вот это помещение и, посоветовавшись с администрацией школы, я, можно сказать, «оккупировала» новую площадь. Зато и книгам места больше, и с детьми частенько можно небольшие мероприятия организовать.
— Вы уже более тридцати лет работаете. А как вообще избрали эту профессию?
— Книги с детства были моими лучшими друзьями. Помню, вернусь из школы, быстренько маме по дому помогу, уроки сделаю и уже вечером, хоть свет слабый, хоть клонит ко сну, читаю, читаю, читаю. Все мои школьные годы так и прошли. А после я поступила в институт на филологический факультет. Отучилась. Замуж вышла. Переехали в Махачкалу. Узнала, что есть место библиотекаря в школе, и хотя многие говорили: «Ты ведь отучилась на учителя, подыщи что-нибудь более подходящее», пошла работать. И нисколечко не жалею. С 1984 года здесь. Каждый раз, когда ко мне приходит школьник и я могу помочь ему найти хорошую книгу, чувствую, что я на своем месте, делаю именно то, что хочу. Не могу отправить ребенка без книги, сказав, что не нашла или ее нет у нас. Не знаю, почему, но мне кажется, что сделать так – сродни тому, что оставить голодного без еды. Пока есть интерес и ребенок хочет читать, надо ему помогать.
Не могу отправить ребенка без книги, сказав, что не нашла или ее нет у нас. Не знаю, почему, но мне кажется, что сделать так – сродни тому, что оставить голодного без еды. Пока есть интерес и ребенок хочет читать, надо ему помогать
— Кстати, о книгах. В библиотеках, особенно школьных, обычно дефицит с ними. Как у вас?
— Как и у всех. С развалом Союза в школах города с книгами нехватка. Обеспеченность нашей школы 54%. Это один из лучших показателей по городу, но все же есть дисциплины, по которым школьная библиотека не может всех обеспечить книгами и приходится просить родителей приобрести. С книгами для простого чтива у нас полегче. Ассортимент есть. Часто приходят дарители, сама нередко приношу книги то из дома, то найду оставленные на улице, то соседи принесут, то учителя. Благодаря этому мы значительно пополняем свои фонды.
Пока мы разговаривали, обращаю внимание моей героини на яркий стенд со стихами Анвара Аджиева, стоящий среди книжных полок.
— Это мы проводили мероприятие, посвященное творчеству народного поэта. Вообще я и учителя нашей школы часто проводим вечера, посвященные произведениям и жизни наших прославленных литераторов. Кроме этого, ежегодно проводим праздники, посвященные дням родных языков, на которых знакомим детей с традицией и культурой разных дагестанских народов. В этом году очень много провели с детьми акций, мероприятий, посвященных 70-летию Победы.
Ну вот, вроде и поговорили. Роза Абдулаевна провожает меня. По пути проходим мимо стеллажа с грамотами. Обращаю внимание на одну, в которой отмечены заслуги школы и Розы Аджиевой в деле популяризации театрального искусства.
— Здесь говорится о театральной студии и о вас? Вы, кажется, забыли мне об этом рассказать.
— Совсем ведь вылетело из головы. После окончания школы я некоторое время работала пионервожатой в школе-интернате в родном селе Аксае. Тогда мне пришла идея создать в школе маленький театр кукол. Выписала из Москвы разных кукол-зверушек, специальные журналы. Изучила и начала пробовать. Вовлекла детей. Учителя подключились. Ставили в основном сказки «Теремок», «Заяц и лиса» и другие. Когда в Махачкалу переехала и стала в школе работать, решила это дело вспомнить. Вытащила из ящиков кукол, журнал «Куклотерапия», и вновь все завертелось. Дети просто в восторге, родители тоже. 15 лет просуществовало это дело. Сейчас уже нет студии: куклы поистрепались, да и я уже не в том возрасте, тяжеловато. Зато остались добрые воспоминания. И не только у меня.
Новости от партнеров
Статьи из «Культура»
Театр воспитывает

К новым вершинам

Та, что к солнцу поднялась!

«Инженеры человеческих душ»

Волшебный мир оживших кукол

Желанный позор

Земля и камни

Отголоски разных стилей

Следуя пути Искандера

Разносторонний талант
