Храм истории родной земли
Вместе с переменами, меняющими облик, психологию человечества, исторические эпохи сформировали мощный культурный пласт, дающий энергетический заряд идущим на смену поколениям, создавая бесценные памятники традиций и обычаев. В этом уверена Зубалжат Мирзаева (на снимке), общественник, человек, влюбленный в историю своего края.
История в лицах
Историк, директор Акушинского филиала Дагестанского объединенного музея им. А. Тахо-Годи Зубалжат Мирзаева считает, что земля, на которой она родилась, богата несметными раритетами. Много лет собирая старинную утварь, она скопила огромную коллекцию. Вспоминает, как радовалась каждому экспонату, каждой находке, уверенная в том, что чем больше узнаёшь о прошлом, тем больше обогащаешь кругозор — и свой, и земляков.
Когда же началось ее увлечение «несерьезным» делом? Окончив десятилетку, она выбрала исторический факультет университета. Зубалжат Гусейновна с ностальгией вспоминает годы учебы. Выбрав скорее по наитию, чем осознанно будущую профессию, видела себя учителем сельской школы в окружении учеников, которым должна была рассказать о том, какие тайны хранит земля, где они живут.
Моя малая родина
В юности исторические экскурсы сформировали мировоззрение молодого педагога. Заставили размышлять и внимательно присматриваться к тому, что зовется малой родиной. Уже став учителем, она начала собирать старинную утварь, предметы быта, оружие, окаменевшие моллюски — ракушки, рождавшие в голове фантастические сюжеты: о завоевательных войнах, сражениях, происходивших в нагорной части Дагестана.
– Помню, как я водила учеников на места раскопок, вела экскурсии, – рассказывает Зубалжат Гусейновна. – И это было самое счастливое время в моей жизни. Спасибо мужу, он во всем меня поддерживал, был и советчиком, и другом. С Магомед-Габибом мы поженились еще во время учебы в вузе. И университет я заканчивала уже с двумя детьми на руках: сыном Сулейманом и дочерью Салимат. Позже родились дочь Аминат, сын Эльдар. Быт никогда не давил, нам помогали родители мужа.
Музей моей души
Все это время Зубалжат Гусейновна продолжала заниматься любимым делом – сбором раритетов. В этом она находила удовольствие, отвлекаясь от бытовых, материальных проблем. Просторный дом Мирзаевых напоминал музейные экспозиции.
Люди, прослышав о том, что Зубалжат Гусейновна собирает старину, несли к ней все, что считали ненужным хламом. Очень многие вещи приходилось реставрировать. Но попадались совершенно уникальные образцы, которыми мог бы гордиться любой столичный музей.
Тогдашний министр культуры РД З. Сулейманова, прослышав о том, что в районе, откуда она родом, существует своеобразный домашний музей, пригласила к себе Зубалжат Гусейновну и сказала: «Уникальный район, на земле которого существуют сотни исторических, этнографических памятников, должен иметь свой музей. Мне кажется, вы с этим делом справитесь».
Тогда ДГОМ очень помог ей, выделив из фонда более двухсот экспонатов. Но еще больше их хранилось в доме Мирзаевых. Вместе с тем, как это обычно бывает, многое для музейного хозяйства пришлось приобретать за свои средства.
– Как и все новое, любое дело сопряжено с трудностями, – замечает Зубалжат Гусейновна. – Прежде всего необходимо было составить опись всего, что хранилось дома, экспонатов музея. И самое главное, найти помещение, где они будут располагаться. Пусть не покажутся эти слова громкими, для меня организация музея стала делом жизни. Больше, чем сельчанам, я хотела доказать себе, что сумею создать храм истории родной земли, куда люди смогут приходить, чтобы как можно больше узнать о своей малой родине, селе и о том, какие бесценные сокровища лежат у них под ногами.
Зубалжат Мирзаева считает, что земля, на которой она родилась, богата несметными раритетами. Много лет собирая старинную утварь, она скопила огромную коллекцию. Вспоминает, как радовалась каждому экспонату, каждой находке, уверенная в том, что чем больше узнаёшь о прошлом, тем больше обогащаешь кругозор — и свой, и земляков
Дым столетий
Увлеченность Зубалжат Гусейновны, можно сказать, граничит с некой одержимостью. Взяв в руки найденный экспонат, почти сразу она может дать определение, в каком веке он был создан, завезен ли со стороны или это продукт местных мастеров. Набитая рука моментально распознает в, казалось бы, простом булыжнике орудие труда или предмет быта. В музее, где практически все сделано ее руками, как в горской сакле — уютно и тепло. Здесь не ходят в обуви. И в этом тоже есть свой резон. Посетитель, по ее мнению, должен окунуться в атмосферу древних эпох, почувствовать дух столетий. Структура музея разбита на отделы: «керамика», «металл», «дерево», «каменный век», «одежда», «документы», «оружие», «орудия труда», «археология», «палеонтология».
На каждый экспонат составлена подробная характеристика. Директор говорит, что всех, кто впервые приходит в музей, поражает уникальность исторических находок. Одной из них, каменной зернотерке, больше четырех тысяч лет. А каменные жернова были созданы позже. Но и спустя века они поражают мудрой устроенностью, практичностью. Рядом экспозиция деревянных изделий: поставцы конца XIX века, домашняя утварь, сохраняющая символику зороастризма и предметы быта с признаками христианства, прослеживающегося в орнаментике в виде крестов. Более поздний период ислама привносит свою идентичность, образуя символы, изображающие человека в виде загадочных фигурок, похожих на птиц, зверей.
Арабоязычная культура проявляется на фоне сложных восточных узоров на изделиях по дереву, металлу. Солярные, свастические знаки свидетельствуют о взаимовлиянии древних цивилизаций. По ним можно считывать информацию прошлого, зашифрованных посланий, предвестников других неведомых нам миров. Зубалжат Гусейновна гордится, что именно на территории родного района обнаружены следы древних поселений человечества, исчисляющего более двух миллионов лет своего существования, и может часами рассказывать о каждом
экспонате.
– Прикасаясь к великим эпохам, историческим событиям, забываешь о мирском, повседневном. Каждый срез цивилизаций, – считает она,– обозначен появлением произведений искусств, отображающих события, меняющие уклад жизни народов, завоевателей, перекраивающих карту мира. Это так захватывает, расширяет кругозор.
Артефакты прошлого и настоящего
В экспозициях акушинского музея представлено всё многообразие искусства дагестанских мастеров, женские костюмы начала прошлого века. – Столетия прошли, – замечает Зубалжат Гусейновна, – а посмотрите, какое качество сукна, строчки, оно еще может послужить.
Директор музея бережно перебирает письма, документы советского периода. – Какая эпоха! Какие люди! За высокие идеалы жизнь готовы были отдать.
На видном месте в уютном кабинете директора один из образцов кайтагской вышивки. Это оберег, считавшийся амулетом для новорожденных, молодых семей. Его волшебная сила заключалась в символах, обладающих магией таинства. До сих пор очень много, по мнению директора, остается загадочного и непознанного в искусстве горских народов
З. Мирзаева уверена, что Дагестан – энергетическая ниша, которая дает силу и хранит заповедную землю от катаклизмов и разрушительных войн. Она и сотрудники музея часами могут обсуждать каждую находку. Классификация всех представленных в музее образцов внесена в электронный банк данных, он ежедневно пополняется новыми сведениями. С гордостью Зубалжат Гусейновна демонстрирует особо ценные экспонаты, в числе которых золотой топорик, полученный фольклорным коллективом из Акуша в 1969 году на Международном фестивале горских народов в Польше, в г. Закопане.
Осмотр экспозиции плавно переходит в ее дом, где временно хранятся вновь приобретенные образцы рукотворных деревянных ларцов, другие предметы быта. Разговор зашел о настоящем музея, участвовавшего в крупных проектах, один из которых – издание книги об истории Акушинского района, известных людях. Другой был связан с традиционными национальными костюмами народов Дагестана. А сколько еще роится планов в голове у директора на ближайшее будущее, перспективу, ведомо лишь ей одной.
Спрашиваю, кто сегодня посещает музей.
– Это не только школьники, жители окрестных сел, но и гости из городов и районов Дагестана, российских регионов, – говорит Зубалжат Гусейновна. – В книге пожеланий – самые теплые слова признаний за организацию экспозиций, впечатляющих уникальными экспонатами с древнейших времен до периода новейшей истории Дагестана, Кавказа. Есть здесь записи и дагестанских искусствоведов, выражающих восхищение коллекциями глиняной посуды, керамики, древних орудий труда, обрядовых национальных костюмов.
Историческая память позволяет сохранять культуру прошлого, дает основу для развития культуры больших и малых народов (что очень важно для горцев в условиях современных глобализационных процессов), сохраняющих свою национальную идентичность, чтобы не быть поглощенными масс-культурами, превращающими уникальные образцы самобытных культур в матрицу уходящих веков. Нельзя забывать и о том, что культура традиционно несла в себе мощный заряд, объединяя и возвращая к истокам духовно-нравственных ценностей, пробуждая в человеке гуманное начало, доброту, любовь, красоту, очищая и совершенствуя его.