Храм всех религий
Весна для дербентского Музея истории культур и религий – горячая пора. Один за другим следуют религиозные праздники. Сначала Новруз, берущий начало в языческой эпохе и ставший мусульманским, потом – еврейский Песах, а затем и православная Пасха. Музей религий в Дербенте открылся чуть более трех лет назад, но за это время уже успел стать одним из культурных центров города. Дербентцы знают: в музее в праздники бывает интересно и детям, и взрослым.
Это у нас в Махачкале праздники проходят незаметно, а Дербент – совсем другая история. «Недавно на Новруз я поднималась на магалы к родственникам и вижу батюшку, отца Николая, выходящего из дома настоятеля Джума-мечети, – рассказывает директор музея Диана Гасанова. – Неудивительно. Приходил поздравить с Новрузом. В Дербенте у нас так заведено. Помню, в детстве мы жили в еврейском квартале и всегда отмечали Песах и в церковь христианскую ходили».
Мой приезд в музей выпал на такой оживленный день. С утра здесь проходил мастер-класс, приуроченный к празднику Новруз: школьники наносили на стаканы-армуды орнамент «бута» – древний символ жизни, вечности и огня.
Специальными витражными красками раскрашивает свой армуд пятиклассница гимназии Культуры мира №18 Медина Ашурбекова. Центр контура на стакане у нее желтый, «чтобы было больше солнца», потом красный и зеленый цвета, а узоры синие. Готовый стаканчик она унесет домой – традиция пить чай из армудов передается из поколения в поколение. «Папа очень любит пить чай из армудов, – говорит Медина. – Мне и самой это нравится. Кажется, будто это не просто стакан, а кусочек тебя самой».
Едва заканчивается мастер-класс по росписи армудов, как в музей заходят школьники из пяти близлежащих районов, они побывают сегодня и в дербентских театрах, и в крепости Нарын-кала. Это республиканский проект «Культура – детям села», кураторами которого, кстати, по Южному Дагестану являются сотрудники этого музея. Экскурсию по залам проводит заместитель директора Самиля Наджафова. Она рассказывает о постоянной экспозиции музея, отражающей историю религиозной культуры: от язычества до самой молодой религии – ислама.
На смену одной группе школьников приходит другая. А в это время на первом этаже уже для публики постарше открывается весенняя сессия нового культурно-образовательного проекта «Школа современного искусства». Лекции и мастер-классы проводят известные художники, арт-критики, искусствоведы, кураторы, музейные специалисты, журналисты. Сегодня творческую атмосферу создает художница из Махачкалы Патимат Гусейнова: она предлагает студентам поработать в стиле экспрессионизма.
Часть первого этажа в трехэтажном здании музея отдана этнобутику. Здесь настоящий рай для туриста. Есть все: кружки и магнитики с символикой древнего города, кубачинская ювелирка, джурабы, балхарская керамика и много чего другого. Дальше выставочный зал музея – самый крупный в Дербенте. Здесь регулярно обновляются выставки, проводятся лекции и мастер-классы. Основные сокровища выставлены на втором этаже.
Постоянная экспозиция языком церковных предметов, одежд и священных текстов рассказывает об истории мировых религий. Эмблема музея – круг с символами 12 мировых религий и верований на красной мандале – христианский крест, исламский полумесяц, звезда Давида, знак «инь-ян». Вот раскрытая ладонь из джайнизма, рядом – знак воды как иероглиф конфуцианства, дальше по кругу – символ японского синтоизма в виде стоящего на воде храма. Все знают, что существует три основные религии, но на самом деле в мире их намного больше. Даже эти двенадцать символов поражают разнообразием, заставляют задуматься, шире взглянуть на привычный мир. В центре большой эмблемы – голубь мира.
Экспонаты собирали в буквальном смысле с миру по нитке. Вот одеяние католической монахини, присланное сестрами Элельтраут из немецкого монастыря святого Трудперта.
Вот глиняные камни для совершения намаза из Мекки. А рядом со священной Торой металлический указатель для чтения – из Израиля. Выставочный зал музея выглядит как модель мирного сосуществования религий. И все же большая часть экспонатов предоставлена дербентскими мечетями, церквями и синагогой. Огромную помощь при наполнении музейной коллекции оказали и крупные республиканские музеи. Музейщики надеются, что и сами дербентцы будут чаще делиться с молодым музеем ценными экспонатами.
Я не спросил, какой из экспонатов здесь считают самым ценным, но для себя уже сделал выбор. Такой коллекции буддийских предметов я не видел ни в одном музее Дагестана.
Да, пожалуй, она единственная и самая большая в республике. Коллега рассказывал, что видел нечто подобное на границе с Калмыкией, но я сам не видел.
Традиционная одежда буддийских монахов – рубашка с коротким рукавом и оранжевая накидка – уттара санга, «Алмазная сутра» на пергаменте, металлические фигурки будд, молитвенные флаги «Ом Мани Падме Хум».
«Мы долго думали, как показать буддизм, ведь он является одной из мировых религий», – рассказывает директор музея Диана Гасанова.
– Поехали в соседнюю Калмыкию, где познакомились со священнослужителем буддийского храма, живущим в степи отшельником. Он внимательно нас выслушал и был крайне удивлён, что на территории Северного Кавказа открывается подобный музей. За ночь, которую мы провели у него в гостях, он собрал все эти экспонаты, попросив при прощании бережно к ним относиться. После приезжали представители калмыцких монахов и остались довольны нашей экспозицией.
Начинать музею приходилось с нуля. И это не только о собирании экспонатов, но и знаний в области музееведения. Спасибо, помог Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи, в частности, заместитель директора Джамиля Дагирова. Именно она разработала концепцию дербентского музея. Она и сейчас его поддерживает, не забывает – то выставкой, то просто советом. Сотрудники и сами охотно учатся: дважды были на престижном международном музейном фестивале «Интермузей», регулярно изучают опыт российских коллег по музейному делу. Есть у них и опытный партнер – Государственный музей истории религий в Санкт-Петербурге. С ним заключено соглашение о сотрудничестве. И это не формальность. В результате этого взаимодействия и благодаря грантовой поддержке Главы республики недавно открылось виртуальное представительство этого музея. В выставочном зале музея в Дербенте стоит сенсорный киоск, в нем заложены экспозиции: «Ислам на берегах Невы», «Буддизм на берегах Невы» и «Христианство». Словно на большом планшете или смартфоне можно, листая электронные страницы, совершить виртуальное путешествие по коллекциям питерского музея, а также заглянуть внутрь старинных храмов. Внимание современных школьников такое ноу-хау захватывает моментально. В этом уже убедились учителя дербентских школ, ведь это готовое наглядное пособие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».
А теперь, внимание: фишка! Подарок музейщиков всем, кто впервые в Дербенте! Вы выходите из музея и в наушниках, подключенных к смартфону, слышите: «Налево от вас третьи ворота южной стены – Орта-капы. Прямо перед вами архитектурный памятник XIX века – Девичьи бани»… Аудиогид (кстати, первым в республике его стал использовать именно дербентский музей) ведет по культовым местам и достопримечательностям города. Создавали маршруты музейщики сами, вышагивая по многу раз. Теперь благодаря мобильному приложению прогулка по Дербенту становится похожа на экскурсию по гигантскому музею под открытым небом.
О своей деятельности сотрудники музея говорят как о возделывании почвы, культивировании и не ждут быстрых результатов. Работают со школьниками, студентами, придумывают новые проекты, выигрывают гранты, проводят выставки, лекции и мастер-классы. Три года для музея в городе с 2000-летней историей – едва уловимое мгновение. Но семена посажены, и однажды они дадут всходы.