«Хранят хунзахи…»
Оно, видимо, было навеяно пребыванием Валентина Алексеевича в Дагестане, знакомством с Расулом Гамзатовым, воспевшим в своем творчестве Хунзахское нагорье. И построено оно на аллитерации – повторяется звук «х» (так строится поэтическая форма в аварском стихосложении, чем и пользовался Расул Гамзатович).
Вслушайтесь: «Хранят хунзахи хлудни…». Речь об исторической памяти, о былом, может быть, не очень приятном: «хлудни (неологизм В. Устинова) хладных дней». Ведь в истории Страны гор случалось много батального и окрашенного в холодные тона.
Стихотворение В. Устинова я вспомнил в связи с предстоящим вводом в строй в Махачкале исторического парка «Россия – моя история». Это не просто музейно-исторический парк, он еще мультимедийный комплекс, где посетители могут пройтись по виртуальным коридорам многосложной и многособытийной истории страны.
Музеи нужны нам большие и малые, в школах и вузах, в сельских администрациях, госучреждениях. Это мост не только в прошлое, но и в будущее. Народ жив, пока живы его язык, культура, обычаи и традиции
Так вот, исторические музеи хранят не только «хлудни хладных дней», но и тепло рук наших предков, их высокохудожественные произведения искусства. Кубачи, Балхар, Унцукуль, Гоцатль, Табасаран, Дербент…
На днях случайно оказался в МБОУ «Гимназия №35», что в поселке Ленинкент. В коридорах развернут музей с очень интересными экспонатами, отражающими быт дагестанцев еще, наверное, со средних веков. Для учащихся городских школ, не живших в горах, но чьи родители выросли там, по-моему, это необходимейший атрибут в воспитательном процессе. Видеть и ощущать то, чем пользовались их предки, значит закрепить в памяти свой культурный код, идентифицировать себя не только генетически, но и культурно – именно так сохраняются нация, ее язык, традиции и обряды. Лучше, наверное, не задавать археологам будущего лишней работы, практичнее будет донести до них то, что донесли до нас наши пращуры.
… Вглядываюсь в экспонаты музея Ленинкентской гимназии и представляю себе: вот горянка в чохто в сумерках вошла в саклю, зажгла этот чираг, достала с полки эту медную кастрюлю, поставила ее на очаг. Придвинула к себе балхарские кувшины, в которых хранятся молоко, мед и прочая еда: с альпийских пастбищ должен спуститься усталый муж, его нужно угостить достойно, по статусу кормильца семьи…
Директор гимназии, заслуженный учитель РД и РФ Чакар Меджидова – опытнейший педагог, неравнодушный к прошлому, настоящему и будущему Дагестана, как я понял, приложила немало усилий, чтобы создать такой замечательный музей не только для учащихся, но и для самих педагогов. По тому, как мальчишки во дворе гимназии приветствуют тебя по-взрослому, солидно и степенно, чувствуется, что тут учат не только правописанию и таблице умножения. Не случайно в гимназии выбран этнокультурный профиль, ведется предмет «краеведение». За поисковую работу Российское военно-историческое общество наградило коллектив учебного заведения скульптурой Героя Советского Союза Магомедзагида Абдулманапова.
Музеи нужны нам большие и малые, в школах и вузах, в сельских администрациях, госучреждениях. Это мост не только в прошлое, но и в будущее. Народ жив, пока живы его язык, культура, обычаи и традиции.
Но вернемся к историческому парку «Россия – моя история». Он встал на месте долгостроя, мозолившего глаза махачкалинцам не один десяток лет. Судя по всему, это уникальный комплекс, который покажет посетителю былое и России, и Дагестана. Если историко-мемориальный комплекс на Ахульго освещает события через призму Кавказской войны, то новый комплекс в Махачкале – весь диапазон общественно-политической, экономической, культурной и социальной жизни великой нашей державы.
Были и «хлудни хладных дней» в нашей истории, но были и великие свершения великого интернационального советского народа, которые и сегодня помогают нам, россиянам, занять достойное и заслуженное место в мировой табели о рангах.