Хучни


Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является Хучни – центр Табасаранского района.
О происхождении его названия существует несколько версий. Жители называют свое село «Хошни». Они полагают, что оно произошло от тюркского слова «хош» — приятный. Другая версия связана со словом «хюч» – «охота». Будто территория, занимаемая селением, являлась благоприятной для ведения охоты.
Территория, занимаемая селением, освоена в глубокой древности. По имеющимся преданиям это селение семь раз разрушалось и столько же восстанавливалось.
В 1963-1965 гг. в Табасаранском районе побывал археолог В.Г. Котович, который проводил разведочные работы в отдельных селениях, в том числе и в Хучни. В результате разведок в 0,5 км к востоку от села, на противоположном склоне, известном как урочище Гая, было обнаружено поселение, где В.Г. Котович собрал керамику, относящуюся к эпохе ранней бронзы, т.е. к III тысячелетию до н.э.
В IV в. до н.э. — III в. н.э. территория современного Хучни входила в Кавказскую Албанию. С распадом Албании возникло владение Таваспаран, Табарсеран. Раннесредневековые авторы пишут о густонаселенности Табасарана.
В IV-VII вв. жители воевали против сасанидских шахов. Чтобы упрочить свое влияние в Дагестане, в том числе и Табасаране, сасаниды переселяли в табасаранские аулы ираноязычное население. Возможно, в этот период началось смешение коренного населения с пришлым. В VII-VIII вв. жители с. Хучни воевали с арабскими завоевателями.
В Х-ХIV вв. интенсивно протекал процесс образования крупных населенных пунктов, на территории современного Хучни располагался средневековый город.
В IХ-ХI вв. здесь утвердился ислам, а также проникли арабский язык и письменность. Следует полагать, что с образованием Табасаранского майсумства Хучни становится центром этого владения.
В ХI-ХIV вв. жители селения подвергались неоднократным нашествиям турок-сельджуков и татаро-монгольских завоевателей. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление.
В связи с пожаром 1451 г. автор местной хроники Рамазан ал-Куштили упоминает о Хучни как о крупном населенном пункте.
По данным Андуник-нуцала (1485 г.), правитель Табасарана имел 70-тысячное войско, а согласно хронике «Джахан-наме», в XV в. в Табасаране проживало 40 тыс. семейств. И центром такого крупного владения был Хучни.
Согласно имеющимся материалам, в конце XVI в. происходит распад единого Табасаранского владения — майсумства. Хучни становится центром владения Табасаранского кадия.
Табасаранские майсумы поддерживали связи с владетелями Дагестана, Кубинским ханством и Россией.
Когда российский император Петр I совершил свой Восточный поход и прибыл в Дербент в 1722 г., к нему обратился табасаранский владетель Рустам-кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителями за то, что он не выступил против России. В своей ответной грамоте Петр I на письмо Рустам-кадия заверил, что Хучни будет восстановлен, для чего будет прислан инженер.
Основными занятиями жителей сел. Хучни были земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля, садоводство. Развивались культура, архитектура. Строились мосты, мавзолеи, мечети, другие объекты. К XVIII в. относится мавзолей Башлы-пир в сел. Хучни.
В наиболее тесных связях хучнинцы находились с Дербентом, где приобретали изделия первой необходимости. Из Хучни торговые маршруты вели в Дербент, Кубу, Акушу, Касумкент, Маджалис и др.
С образованием Кайтаго-Табасаранского округа владение кадия Табасарана было ликвидировано. Сел. Хучни входило в общество Джогдил-дере Северо-Табасаранского наибства Кайтаго-Табасаранского округа. С 1935 г. с. Хучни — центр Табасаранского района.
Статьи из «Культура»
«Мир внутри меня»

Величайший

Три ветви одного дерева

Народный соловей

Ноябрина, Нонна

Воин и писатель

На службе Отечеству

Когда поёт Месей

Очаг мудрости
