Купить PDF-версию
22:35 | 07 июня, Сб
Махачкала
X
11:57 28.09.2011

Хучни

Одним из древних не только табасаранских, но и дагестанских селений является Хучни – центр Табасаранского района.

О происхождении его названия существует несколько версий. Жители называют свое село «Хошни». Они полагают, что оно произошло от тюркского слова «хош» — приятный. Другая версия связана со словом «хюч» – «охота». Будто территория, занимаемая селением, являлась благоприятной для ведения охоты.

Территория, занимаемая селением, освоена в глубокой древности. По имеющимся преданиям это селение семь раз разрушалось и столько же восстанавливалось.

В 1963-1965 гг. в Табасаранском районе побывал археолог В.Г. Котович, который проводил разведочные работы в отдельных селениях, в том числе и в Хучни. В результате разведок в 0,5 км к востоку от села, на противоположном склоне, известном как урочище Гая, было обнаружено поселение, где В.Г. Котович собрал керамику, относящуюся к эпохе ранней бронзы, т.е. к III тысячелетию до н.э.

В IV в. до н.э. — III в. н.э. территория современного Хучни входила в Кавказскую Албанию. С распадом Албании возникло владение Таваспаран, Табарсеран. Раннесредневековые авторы пишут о густонаселенности Табасарана.

В IV-VII вв. жители воевали против сасанидских шахов. Чтобы упрочить свое влияние в Дагестане, в том числе и Табасаране, сасаниды переселяли в табасаранские аулы ираноязычное население. Возможно, в этот период началось смешение коренного населения с пришлым. В VII-VIII вв. жители с. Хучни воевали с арабскими завоевателями.

В Х-ХIV вв. интенсивно протекал процесс образования крупных населенных пунктов, на территории современного Хучни располагался средневековый город.

В IХ-ХI вв. здесь утвердился ислам, а также проникли арабский язык и письменность. Следует полагать, что с образованием Табасаранского майсумства Хучни становится центром этого владения.

В ХI-ХIV вв. жители селения подвергались неоднократным нашествиям турок-сельджуков и татаро-монгольских завоевателей. Местное население оказывало ожесточенное сопротивление.

В связи с пожаром 1451 г. автор местной хроники Рамазан ал-Куштили упоминает о Хучни как о крупном населенном пункте.

По данным Андуник-нуцала (1485 г.), правитель Табасарана имел 70-тысячное войско, а согласно хронике «Джахан-наме», в XV в. в Табасаране проживало 40 тыс. семейств. И центром такого крупного владения был Хучни.

Согласно имеющимся материалам, в конце XVI в. происходит распад единого Табасаранского владения — майсумства. Хучни становится центром владения Табасаранского кадия.

Табасаранские майсумы поддерживали связи с владетелями Дагестана, Кубинским ханством и Россией.

Когда российский император Петр I совершил свой Восточный поход и прибыл в Дербент в 1722 г., к нему обратился табасаранский владетель Рустам-кадий, который писал о разрушении столицы Хучни неугодными правителями за то, что он не выступил против России. В своей ответной грамоте Петр I на письмо Рустам-кадия заверил, что Хучни будет восстановлен, для чего будет прислан инженер.

Основными занятиями жителей сел. Хучни были земледелие, скотоводство, различные промыслы, торговля, садоводство. Развивались культура, архитектура. Строились мосты, мавзолеи, мечети, другие объекты. К XVIII в. относится мавзолей Башлы-пир в сел. Хучни.

В наиболее тесных связях хучнинцы находились с Дербентом, где приобретали изделия первой необходимости. Из Хучни торговые маршруты вели в Дербент, Кубу, Акушу, Касумкент, Маджалис и др.

С образованием Кайтаго-Табасаранского округа владение кадия Табасарана было ликвидировано. Сел. Хучни входило в общество Джогдил-дере Северо-Табасаранского наибства Кайтаго-Табасаранского округа. С 1935 г. с. Хучни — центр Табасаранского района.

Статьи из «Культура»

«Мир внутри меня»

2
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

«Горцы»: прикоснуться к вечности

11
Льется песня, исполняются разные танцы, узоры на коврах...

Величайший

8
Пушкинский день, как известно, уже давно отмечается ежегодно во всех городах России и СНГ....

Три ветви одного дерева

6
Русский язык – один из самых распространенных языков в мире, он принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейской семьи.

Народный соловей

13
Когда Рашид Бейбутов (на снимке) начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим...

Ноябрина, Нонна

16
Она родилась в многодетной семье на Кубани. Их было шестеро детей. С детства ей приходилось...

Сохраняем традиции – создаём будущее

19
Горы, солнце, пахнет курагой и свежим теплым хлебом....

Воин и писатель

16
Великая Отечественная война стала для Абдулмажида Хачалова серьезным испытанием. В 1943 году...

На службе Отечеству

6
Лучшие режиссеры, фронтовые художники и музыканты из первых уст через свое творчество на...

Когда поёт Месей

147
Месей Багаутдинова – удивительная девочка, чья история трогает до глубины души. Несмотря на...

Очаг мудрости

9
«Библиотекари всегда были одними из самых вдумчивых и полезных людей. Они учителя без...