Художник города

Недавно в городе произошло событие, на первый взгляд не громкое, но очень важное для понимания Махачкалы, ее характера и атмосферы. В парке на улице Буйнакского вновь появилась скульптура «Девочки с цветами», восстановленная по оригиналу авторства Анатолия Ягудаева (на снимке). Тогда, в 1979-м, знаменитый дагестанский скульптор выразил в тонкой, такой милой фигурке девочки в поднятом махачкалинским ветром платьице любовь и нежность к городу, в котором прожил всю свою жизнь.
Член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств Дагестана, заслуженный художник России, лауреат республиканской премии им. Г. Цадасы Анатолий Михайлович Ягудаев лишь на время покидал родной город, когда учился на скульптурном отделении Ленинградского художественного училища им. Серова. Окончив его в 1963 году, вернулся в Махачкалу и начал самостоятельную творческую жизнь.
Кое-какой опыт у него был. В детстве занимался в кружке изобразительного искусства при махачкалинском Доме пионеров у преподавателя Я. И. Лашкевича и в изостудии Дома народного творчества под руководством Д. А. Капаницына. В 1949 г. начал работать в производственно-скульптурной мастерской известного советского скульптора Михаила Аникушина – вначале учеником, а затем модельщиком-форматором. Уже состоявшимся скульптором Ягудаев в одном из интервью признавался:
«В лепнине мне больше, чем училище, дал знаменитый скульптор Аникушин, у которого я работал в мастерской форматором. Он даже хотел оставить меня в Питере. Обещал выбить для меня квартиру. Я отказался. Лучше быть заметным в провинциальном городе, чем форматором в Ленинграде, пусть даже и у самого Аникушина».
Ягудаев принимал участие в выставках еще студентом. В общей же сложности на его счету 36 выставочных проектов, проходивших не только в разных городах России, но и за рубежом, в Венгрии и Болгарии.
Две работы из бронзы «Портрет доктора филологии Камиля Ханмурзаева» (1964) и «Балагуры» (1985) представлены в Государственной Третьяковской галерее, 27 работ – в собрании ДМИИ им. П. Гамзатовой.
Уличная скульптура мастера украшает Махачкалу, Буйнакск, Избербаш, Шевченко, его работы стоят в селениях Дылым, Агвали, а также использованы в оформлении Чиркейской ГЭС. В американском городе-побратиме Махачкалы Спокане установлена скульптура Шамиля его авторства.
Как у всякого настоящего художника, мастерская была для Анатолия Михайловича чем-то большим, чем местом, где воплощаются идеи. Здесь они и рождались: когда он варил себе любимый кофе, встречал своих многочисленных гостей, вёл задушевные беседы с друзьями о жизни, мечтах и прошлом.
К 80-летию со дня рождения скульптора известный дагестанский художник Мурад Халилов представил фильм, который символично назвал «В мастерской у Анатолия Ягудаева». Кадры, снятые в последний год жизни мастера, запечатлели человека в своей стихии – в месте, где концентрировалось для него всё важное в жизни.
Вот что автор фильма говорит о своем знакомстве с ним:
«К сожалению, мне не довелось много пообщаться с Ягудаевым, но после смерти художника я несколько месяцев арендовал его бывшую мастерскую. Все, кто туда приходил, замечали, что в ней остался дух Ягудаева. У дяди Толи был дух – я бы назвал его духом старой Махачкалы, небольшого портового интернационального города, который, к сожалению, мы уже потеряли».
Сам Анатолий уверял, что лучше всего чувствует себя в старой Махачкале. Сравнивал родной город с одним большим домом, где все друг друга знали, все друг с другом здоровались. Москву считал для себя слишком бурной и суетной, а Питер слишком интеллигентным.
«Он был особенный человек, особенный неординарный художник, и творчество его ни с чьим не сравнимо. Очень живой, непосредственный, любящий нашу культуру, Дагестан. При большом уме и таланте оставался чистым, как ребенок, наивным, легко воспринимающим мир», – отзывалась о скульпторе галерист Вагидат Шамадаева.
Искусствоведческий анализ творчества Ягудаева выявляет основные его жанры. Как говорил сам мастер, более всего ему интересен человек, отсюда портретная скульптура – как одно из главных направлений художника.
«Анализируя портретную галерею, созданную за многие годы, отчетливо понимаешь, что здесь нет случайных лиц. Хемингуэй, Коркмасов, Буйнакский, Цадаса, Стальский, имам Шамиль, Гагарин, Мейерхольд, Капиев, Гамзатов, Бабель – все они люди харизматичные, являлись личным выбором автора, потому что были сильными, самодостаточными, талантливыми. Таковым был и сам Ягудаев. В портретном творчестве он – это сила, воля, напор, борьба страстей и эмоций, непокорность. Таковы же и материалы – бронза, камень, баббит», – говорит директор художественной галереи современного искусства «Первая галерея» Джамиля Дагирова.
А вот в свободных композициях скульптор предстает совсем иным, считает Дагирова:
«Здесь он романтичен, нежен, вечно влюблен и даже застенчив. Обычные повседневные радости наполняет красотой, счастьем, светом. Его интересует человек сложного, но нужного труда – чабан, рабочий, участковый, стекловары, рыбаки».
Анатолий Михайлович рассказывал, как рождается произведение:
«Сначала все мои скульптуры рождаются из глины, потом, если работа мне нравится, я делаю ее в керамике, ну а если и тогда скульптура продолжает нравиться, отливаю ее из бронзы, чтобы на века осталась. Иногда на то, чтобы работа дошла до металла, требуются годы. Скульптуры, которые не удались, внушают мне мысль, что я полная бездарность. Поэтому от них быстро избавляюсь».
Большой любитель поэзии, скульптор восхищался Маяковским, выделяя его среди других поэтов. Объяснял это тем, что он ни на кого не похож. Говорил, что и сам в своем деле не хотел бы быть похожим на кого-то (и не был). И хотя он считал себя хулиганом в искусстве, остался в сердцах всех, кто его знал, человеком тонким, несущим в своих работах добро и любовь.
Статьи из «Культура»
Тайна чести и таланта

Театр – это навсегда

Одежда для мечты

Ловить момент – это искусство

Жизнь, прерванная на взлёте

Наследие народа

Шедевры из кожи

Литературная республика

Поэт и воин

Ботишал – это вам не утка
