Художник по имени Школа
Сижу в автобусе, что идет в сторону Дербента, а в кулаке зажата бумажка с адресом: «Совхоз Алиева. Мамедкала, художественная школа, директор Куцев».
Вхожу в школу… Но с таким же успехом можно было бы сказать «вхожу в картину». Ибо я оказываюсь буквально внутри невиданной двухэтажной объемной картины, где розовые водопады стекают со стен, в синих небесах толпятся облака и птицы, по зеленому склону летят огромные фиолетовые бараны, крошечные львы резвятся среди тропических лесов, и всадники на красных конях мчатся прямо на огнедышащих чудовищ. Сотни ребят писали здесь каждый свое – на стенах, на потолках, на подоконниках, на столах, на лестнице.
Это было самое настоящее чудо, и вот в чём таился его глубокий и важный смысл: Валерий Афанасьевич Куцев (на снимке) сделал открытие – он понял, что каждый мальчик и каждая девочка способны создать замечательную картину. Таинственный мир, дремлющий где-то на дне ваших снов и мечтаний, умел открывать Куцев. В его руках ключ, отпирающий двери тридесятого царства.
– Рисуйте цветок! – говорит Валерий Афанасьевич. – Цветок превратите в бабочку… А бабочку превращаем во льва!
Смотрите, вот он, этот превращенный лев. Его нарисовал Тамада Тамадаев, и – каждый по-своему – еще сотни учеников рисовали льва. А лапы у него звериные, мощные. Он – превратившийся лев, он был цветком, бабочкой, и грива его осыпана пыльцой голубого цветка, и шерсть его покрыта радужными крыльями солнечных бабочек. Мягко пружинит упругий хвост, лев плотен, лев тяжел, лев мягок, как игрушка, и силен, как дикий зверь. Он гибкая огромная кошка.
Важно, когда в картине есть тайна. Когда есть что-то непонятное, что объяснить невозможно словами, и там, где кончаются слова, сама душа открывается навстречу прекрасной картине.
За это состояние души, за праздник, данный в ее честь, поблагодарим школу в Мамедкале, Валерия Куцева и всех, кто у него писал картины.