Художник смыслов

В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди Магомедов (на снимке). Очень точно сказал о нем журналист и поэт Мурад Ахмедов: «Апанди – художник смыслов, а не красок». Слова эти прозвучали на презентации альбома «Кизяк» – проекта, который захватил его еще 20 лет назад и к которому он возвращался вновь и вновь на протяжении этих десятилетий. Выход книги-альбома – своеобразный итог большого пути по осмыслению народной дагестанской культуры.
«Кизяк» – условный второй том издания о творчестве Апанди, начало ему дал проект «Бумага». Идея альбома возникла в 2019 году сразу после очередной персональной выставки художника, посвященной этой теме. Экспозиция в Музее Махачкалы имела большой успех, это дало толчок к мысли собрать в одно целое документальный и художественный материал, который можно назвать новым словом в дагестанском искусстве, рассказывает Зарема Дадаева, руководитель издательства «Гора», осуществившего этот замысел.
Оригинал-макет альбома разработал замечательный художник и дизайнер Александр Горшков, профессионал своего дела. Но, к сожалению, он ушел из жизни, не успев завершить работу. В завершении макета приняла непосредственное участие Зарема Дадаева, издатель и куратор многих художественных и выставочных проектов, давно и успешно представляющая современное искусство Дагестана как на площадках республики, так и далеко за ее пределами. Над версткой и подготовкой изображений работала Татьяна Калишук. И, конечно, сам Апанди Магомедов вложил много творческих сил в выпуск книги.
Структура здесь достаточно сложная. Это и документальная фотосъёмка, изображения работ, эскизов, а также экспозиций разных лет, авторские размышления о своем видении темы, тексты известных искусствоведов, художественных критиков и художников, творческая биография автора, фотохроника – дневник проекта.
Весь текстовой комплекс, представленный в издании, переведен на английский язык. Финансово поддержал выход книги основатель и руководитель фонда Марджани Рустам Сулейманов. Уже на протяжении многих лет он представляет и поддерживает художников и современное искусство Дагестана в выставочных и издательских проектах фонда.
Презентация альбома в Национальной библиотеке Дагестана им. Гамзатова собрала профессиональное сообщество, коллег и друзей художника, разделяющих с ним радость и удовлетворение от завершения большого творческого этапа.
Апанди Магомедов вспоминал, как в 1987 году ему предложили принять участие в экспедиции по Южному Дагестану. И вот тогда в одном из сел Агульского района он увидел огромное количество заготовленного кизяка. Это поразило молодого художника и побудило к созданию цикла работ на основе природного материала.
На презентации было много желающих высказаться. Оригинальность художественного мышления автора, его неоднозначные решения для воплощения замысла вызывают большой профессиональный интерес коллег.
Ибрагимхалил Супьянов, народный художник РД, отметил главное, на его взгляд, в творчестве Магомедова – честность по отношению к себе и зрителям.
Камиль Цунтаев, архитектор, назвал Апанди проводником между историей горцев, землепашцев, которые жили в гармонии с природой, и нынешним
постиндустриальным цифровым миром, отметив также искренность и трепет, с коими он, фиксируя жизнь, передаёт её драматизм.
Кандидат филологических наук Муса Гаджиев говорил о соответствии стилистики книги работам художника. Необычные решения художественного оформления отвечают сущности творчества автора, позволяя назвать выход издания отдельным, очень важным для художественного пространства Дагестана событием.
Конечно, не все однозначно воспринимают использование кизяка в качестве подручного, а вернее, основного материала художника. Как вспоминает Зарема Дадаева, первые зрители проекта в начале нулевых, когда работы выставлялись в Первой галерее в Махачкале, по-разному откликнулись на столь необычный материал в руках мастера.
Были и скептики, и те, кто откровенно посмеивался. Но был и зритель, умеющий считывать заложенные смыслы. А их здесь немало. Кизяк – это жизнь, тепло, огонь, непрерывность процесса, ритм. Это одно из немногих, что идёт от земли, истинно народное. Языком современного искусства можно говорить о многом, считает Дадаева, тема очага, малой родины, непрерывности и скоротечности близка всем людям на Земле.
Свое мнение о новом альбоме высказала и Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств, где хранятся работы Апанди Магомедова и в 2002 году выставлялся проект «Кизяк». Она отметила ценность вышедшей книги, содержащей, помимо художественной составляющей, и интересный документальный фотоархив, позволяющий проследить процесс заготовки кизяка, его укладки и хранения. Салихат Расуловна выразила позицию, с которой, думается, следует подходить к любому явлению в искусстве. Можно сформулировать её так: важно с уважением и благодарностью принимать то, что ценно для других людей, даже если это не всем и не всегда близко.
О новаторстве автора говорила заместитель директора Национального музея им. Тахо-Годи, галерист Джамиля Дагирова. Она отметила цельность художника, во всех работах прослеживается общее для него – структура, динамика, ритм, вибрация внутренних процессов. Новый альбом – это своеобразный указатель, рекомендация читателю, который хочет понять, что волнует художника и как он творчески это реализует.
Татьяна Калишук, чью работу над книгой заслуженно отметили выступающие, стала крепким звеном в команде, где царили единодушие и понимание процесса. Очень непросто помочь донести до зрителя идею художников, этих, по словам Татьяны, «инопланетян, что видят вещи, мимо которых мы проходим, не замечая».
Мурад Ахмедов подметил весьма важную черту художника – ему по-настоящему удалось научиться читать природу, читать без букв, мастерски передать поэтику быта.
«Апанди, несмотря на свою мягкость, горскую интеллигентность, в первую очередь воин. Он последователен и честен в своем самовыражении, занимается тем, что считает важным и нужным, не просчитывая успех и конъюнктуру. Он продолжает идти своим путем – трансформируя, изобретая, создавая современное искусство, воспевая народную культуру Дагестана», – говорит о художнике Зарема Дадаева.
Эту мысль поддерживает высказывание автора предваряющего альбом текста искусствоведа Анны Толстовой:
«…Каждая новая вещь в «Посвящении кизяку» ценна не сама по себе, как отдельное формальное высказывание, а как фрагмент речи влюблённого в Дагестан, его древность, его повседневные ритуалы и традиции, которым искусство не гарантирует, но по крайней мере обещает бессмертие».
Статьи из «Выставки»
Агитплакаты военного времени

В поисках музейной эстетики

Раз, два, три, четыре!

О Дагестане и дагестанцах

Нравственный ориентир

Семантика формы

Быт и природа родного края

Бренд и место силы

Акция памяти

На страже безопасности
