X
09:39 19.03.2019

«Хвала-мишит»: гордость и боль

Рабадан Магомедов
Выпуск - 2019 № 63
277

На днях побывал в Кубачи вместе с коллегой, ростовским археологом Леонидом Ильюковым. Леонид Сергеевич много раз был в Дагестане, работал в различных археологических экспедициях, однако Кубачи увидел впервые. Что касается меня, то я посещал «город мастеров» не единожды, но привык, что каждый раз нахожу здесь для себя нечто новое, незнакомое, удивительное. Так было и в этот раз.

Весенний день выдался солнечным, снег был виден на полях и на северных склонах гор. Добрались до Кубачи, как обычно, кружным путём, через райцентр Уркарах. Короткая и удобная дорога сюда все ещё строится, но уже добралась до окраин села; землеройная техника, говорят, работает и день и ночь…

Глава администрации села Абдусалам Куртаев вначале познакомил нас с результатами реставрации знаменитой Кубачинской башни Акайла-кала. Считается, что башня построена ещё в XIII-XIV вв. Она круглоплановая, имеет 5 надземных этажей и возвышается в верхнем квартале старой части Кубачи. Поднимаясь по узким «новодельным» деревянным ступенькам с яруса на ярус, отчётливо видишь значительные каменные «латки», которые реставраторы «пришили» к сохранившимся до наших дней стенам башни. Но всё же следует сказать, что в целом памятник восстановлен добротно и со знанием дела, хотя бетонные полы этажей и перекрытие крыши немного смущают.

Спускаясь в нижнюю часть старого села Кубачи, тяжело смотреть на готовые развалиться древние постройки: местами железные крыши прохудились, зияют оконные проёмы; каменные стены, как правило, перекошены и даже кое-где поползли вниз… Но глаз выхватывает и здесь «синеву» крашеных стен и обрамлений старых окон и дверей, вкрапления петроглифов и арабской вязи. Большой интерес моего ростовского друга, например, вызвали необычные старые металлические замки на дверях нижних этажей: похоже, они навсегда заперли хлева и амбары заброшенных хозяевами домов. А я вспоминаю недавнюю статью еще одного моего друга, этнографа Амирбека Магомедова, кстати, уроженца Кубачи, посвященную секретам этих незатейливых запорных механизмов.

Бурю наших эмоций вызывают остатки Большой мечети, которую по-кубачински именуют «Хвала-мишит». Она расположена в нижнем квартале старой части села. В советское время мечеть была переделена под библиотеку и клуб, но до этого лишилась верхней части южной стены, и сейчас вместо фасада выступает аркада, на которую некогда опиралась крыша. Мечети более полтысячи лет; много раз она перестраивалась, ремонтировалась, но, кажется, никогда в её жизни не было столь тяжёлой ситуации, как ныне! Северная стена, закрытая обозрению, участками развалилась; сквозь проемы между крышей, посаженной на ряд удручающих железных швеллеров, хорошо видны фрагменты соседних застроек, что повыше по склону. Восточная стена Большой мечети, обращённая в овраг, покрылась трещинами и, кажется, обречена на скорое разрушение… Это гнетущее впечатление только усиливается, если бросить взор на аркаду арочных пролётов: они заметно накренились, видны вертикальные трещины; кое-где под разъезжающиеся выступы оснований арок, опирающихся на низкие колонны, поставлены как упоры толстые деревянные брусья и каменные горки. Но вряд ли эти приспособления долго выдержат напор обваливающейся аркады.

Перенос клуба (и библиотеки) из старой мечети на новое место (в верхний квартал) оказался губительным для этой культовой достопримечательности: заброшенное здание быстро пришло в ветхость, за ним особо не смотрели, не ухаживали. Со временем крыша просела, и стены остались без защиты от осадков и ветров. К сожалению, нашлись и варвары среди местных жителей – они нередко вытаскивали из стен мечети камни с надписями и рельефами и продавали их приезжим. О былых петроглифах и камнях говорят многочисленные пустые ниши в стенах.

Справедливости ради следует сказать, что ещё в советское время нашёлся кубачинец, который на свой страх и риск, используя свои руки и средства, пытался отремонтировать старую мечеть. Звали его Гаджи-Ахмед. Он был мастером-ювелиром. Как это водилось раньше, бедного мастера потом начали беспокоить всякие парткомы и органы, человека чуть было не посадили. Одним словом, не дали довести доброе дело до ума.

В настоящее время процесс разрушения уникальной мечети приблизился к точке невозврата: каждый большой ливень, сильный град или обильный снегопад подтачивают несущие конструкции южной и западной стен; крен центральной арочной аркады, ставшей ныне южным фасадом мечети, становится критическим.

Возможно ли спасти жемчужину исламской архитектуры Дагестана? Если не восстановить былую красоту и совершенство здания, то хотя бы законсервировать его в нынешнем состоянии до лучших времен?

А ведь Большую мечеть в Кубачи я назвал жемчужиной не для красного словца. Прочитайте, пожалуйста, что написал о ней известный дагестанский ученый, кубачинец, Мисрихан Маммаев:

«Мечеть эта являлась одним из самых монументальных зданий, возведенных в средние века в сел. Кубачи, и одним из крупных, третьим по величине после Джума-мечетей в г. Дербенте и сел. Кумух, мусульманских культовых сооружений Дагестана. Ни одна из мусульманских культовых построек, возведенных в Дагестане и на Кавказе в целом, не была так выразительно и столь богато украшена резными камнями.

Большая мечеть имела и свои ярко выраженные местные особенности в её общей планировке и объемно-пространственной композиции. Её формы и декор оказывали впечатляющее воздействие на приходящих на богомолье мусульман. Впечатление это ещё более усиливали интерьер мечети с её монументальной аркадой, отделанной каменными рельефами, деревянным мимбаром, великолепно украшенным высокохудожественной резьбой с растительным и эпиграфическим орнаментом многообразных композиционных решений, а также дорогими восточными коврами, которыми был устлан пол. Михраб мечети был, надо полагать, тоже отделан резным деревом с различными узорно-эпиграфическими композициями. Резными были, вероятно, и входные двери мечети, которые ныне не сохранились» (цитата из его книги «Искусство Зирихгерана-Кубачи XIII-XIV вв. и его место в системе художественных культур Востока и Запада»).

Осведомленный читатель, наверное, слышал не раз от представителей научной и творческой интеллигенции, что хорошо бы в Кубачи создать Историко-культурный музей-заповедник, сохранить для будущих поколений чудом уцелевшие до наших дней старые кварталы средневекового города. На мой взгляд, в идеале следовало бы вслед за древним Дербентом подать заявку на включение старого села Кубачи и его неповторимого искусства в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, бог мой, кто будет это делать в наши времена? Дай Аллах нам сил хотя бы подпереть на время падающие стены Большой Кубачинской мечети «Хвала-мишит»!

Похожие

«Черные» копатели истории

284
История любого края складывается не только из родословных каждой семьи, живущей на земле...

На повестке – актуальные вопросы

18
Врио Председателя Правительства Дагестана Абдусамад...

Статьи из «Культура»

Классный праздник!

1
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

8
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

20
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

18
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

15
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

103
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

32
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

112
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...

Во славу защитников

25
Щемящие душу музыкальные и театральные композиции и отдающиеся болью в сердце стихотворные...

Не просто город

52
Город, в котором ты родился и вырос, никогда не будет для тебя просто городом. В нем –...

Магия ложек

31
_ Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...