И как ей не быть талантливой…
В современной песне есть такие строки: «Спектакль окончен, гаснет свет, и многоточий больше нет». Но не для меня. После просмотра спектакля мне интересно не только, кто сыграл запоминающиеся образы, но и кто так удачно или неудачно оформил сцену, создал костюмы, точно передающие эпоху того времени, например в оперных спектаклях «Хочбар», «Алеко» или «Сильва», действие которого происходит в неведомой нам Австро-Венгрии. И тем, кого это тоже интересует, я расскажу о работе художников-постановщиков Дагестанского театра оперы и балета, создающих атмосферу спектакля, вводимых зрителей в волшебный мир гармонии красок, причудливых замков (балет «Тамара») и празднеств (оперетта «Аршин-мал-алан»)…
В этом театре два художника-постановщика – Ибрагимхалил Супьянов, народный художник РД, известный в республике сценограф, и заслуженный художник РД, тихая, скромная, как бы застенчивая Хадижат Алишева, менее известная в силу своего характера, но весьма талантливая.
И как ей не быть талантливой, когда семья, в которой она росла и воспитывалась, была удивительно одаренной, все пять сестер занимались творчеством. Старшая ее сестра Шейит-Ханум Алишева – поэт, переводчик, но мало кто знает, что она вдумчивый художник со множеством работ, часть из которых не так давно была показана широкому зрителю на ее персональном вернисаже. Другая родная сестра Гульзахра – бутафор в Кумыкском театре, закончившая художественное училище им. М. Джемала. Младшая Галимат – реставратор, резчик по дереву и камню, к сожалению, рано ушедшая из жизни. Даже двоюродный брат Паша – живописец, признанный портретист.
Все детство маленькой Хадижат заполняло рисование. Рисовала на любом чистом листке бумаги. Особо любила рассматривать книгу по искусству эпохи Возрождения, которую брала у Гульзахры. Ее завораживали античные здания с колоннами, увенчанными красивыми кружевными орнаментами, фронтоны с величественными скульптурами в натуральную величину. А как она восторгалась женскими одеяниями с ниспадающими складками платьев, украшениями, заколками в замысловатых прическах. «И как все это возможно сделать из камня», – восхищалась Хадижат. Детская память до сих пор цепко удерживает из этих книжных иллюстраций детали классических творений. Не потому ли в годы учебы в институте Хадижат любила лекции по истории искусств.
Еще в школе ее сверстники звали художником. По доброте душевной она безотказно для них делала домашние задания по рисованию, а также – по черчению.
Хадижат любила и театр, старалась не пропускать трансляцию по ТВ спектаклей всех дагестанских театров. И неважно, что кроме кумыкского и русского не знала других языков, все равно усаживалась перед телевизором и рассматривала костюмы артистов, убранство сцены. Нередко с соседскими девчонками в родном селении Тарки устраивала свой кукольный театр, к которому готовились очень ответственно.
Потому после окончания художественного училища охотно пошла работать к сестре в бутафорский цех Кумыкского театра. Хадижат обращала внимание режиссеров театра своим прилежанием в изготовлении различных предметов для спектаклей и неуспокоенностью в творчестве. А Аварский театр доверил молодой художнице полностью самостоятельное оформление спектакля. Она и по прошествии многих лет помнит муки творчества, а название пьесы «Кукла» врезалось в память навсегда.
Но настоящую школу она прошла в Кукольном театре Махачкалы. Ее туда привел Ибрагимхалил Супьянов, который влился тогда в семью Алишевых, женившись на старшей сестре Хадижат. В ту пору театр подыскивал художника. У главного режиссера уже был список из восьми претендентов на это место, но решил испытать и Хадижат, дав ей задание. И когда увидел выполненные ею работы, понял, что театр приобрел художника. 13 лет своей творческой жизни Х.Алишева отдала Кукольному театру и с теплотой вспоминает те годы и особую благодарность в душе сохраняет к своему тогда более опытному коллеге Евгению Жарикову, под руководством которого научилась изготавливать куклы верховые, большие напольные, перчаточные, марионеточные. «Работали тогда неистово, делали куклы по нескольку вариантов, тщательно продумывали их мимику, конструировали декларации. Мы с Евгением Ивановичем понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда», — с теплотой вспоминает Хадижат. При всей загруженности в театре она ещё умудрилась очно учиться в Дагпедуниверситете на художественно-графическом факультете.
Вот так рождался театральный художник – постановщик Хадижат Алишева, которой теперь по плечу придумать декорации, сделать эскизы костюмов к веселым опереттам, драматичным операм, балетам.
Но вот уже 20 лет Х.Алишева оформляет спектакли в Дагестанском театре оперы и балета.
Её творчество обогатила работа в театре с разными режиссерами, разноплановыми артистами, мастеровыми людьми в оформительских цехах. Одновременно приходится решать не только творческие задачи, но и проявлять изобретательность в изыскании более экономичных вариантов, не теряя красочности спектаклей: ходить по магазинам, базарам, подыскивая нужные ткани, аксессуары, фурнитуру для пошива костюмов, обувь для артистов, чтобы уложиться в не очень богатую смету. Хадижат определяет для себя задачу: спектакль должен смотреться богато, но не быть дорогим.
А это задача нелегкая и усилия художника-постановщика не должны быть заметны зрителю.
Работа художника-постановщика начинается с чтения либретто, изучения эпохи действия по вспомогательным книгам, нередко посещает музеи, на помощь приходит Интернет. И только потом осмысленные знания переносятся на бумагу – изготавливаются эскизы декораций, костюмов, к рисунку приклеиваются лоскутки тканей, из которых будет сшит наряд героя. Это весьма приблизительная схема рождения будущего спектакля, за которым обсуждения с режиссерами, актерами, мастерами-техниками. Вся эта колоссальная работа будет обозначена одной строкой внизу театральной программки к спектаклю: художник-постановщик – Х.Алишева.