И музыка к нему пришла…
Ценный пласт духовной и материальной культуры наших национальных промыслов и ремесел представляют народные музыкальные инструменты. Это часть истории, без которой невозможно было бы как прошлое, так и настоящее дагестанских народов.
При яркой самобытности каждой национальности есть много общего в названии и звучании инструментов. Например, у лезгин распространены чунгур, саз, тар, зурна, дудка, свирель, бубен; у аварцев – чагчана, тамур-пандур, барабан; у лакцев – бубен, зурна, чугур, чагана; у табасаранцев – саз, тар, кеманча, барабан, зурна, национальная гармошка и т. д. Они передают дух народа, его настроение, культуру, чувства.
Табасаранцы – один из самых древних народов в Дагестане, прославившийся своим мастерством изготовления ковров, но это был прежде всего удел женщин, а что касается мужской части населения, то здесь немало мастеров, знающих толк в изготовлении музыкальных инструментов. Ну, и конечно, самих музыкантов, которые умеют играть на многих из них.
Более полувека назад в районе была создана художественная самодеятельность, организатором которой стал классик табасаранской поэзии и прозы Абумуслим Джафаров. Сегодня в муниципалитете функционируют 30 домов культуры, 10 сельских клубов с Центром традиционной культуры в селе Хучни. Они находятся в ведомстве отдела культуры района, которым руководит Арсен Асланов (на снимке), заслуженный работник культуры РД.
Он родился и вырос в селе Ханаг. После окончания школы в 1991 году поступил в училище культуры в Махачкале на отделение «Режиссер культурно-массовых мероприятий». Мечтал продолжить учебу в Краснодаре, но что-то не задалось с «клубоведением» и Арсен вернулся на родину. А дальше случился распад СССР, в связи с чем учреждения культуры были вынуждены искать способы для выживания, внедрять новые формы работы. Появились частные кинотеатры, выставочные залы, в Дербенте открылся филиал того самого Краснодарского института культуры. Но он в то время уже учился в ДГУ.
С интересом вспоминает свое детство и первое знакомство с музыкальным инструментом: «Когда я был в 5 классе, мне в руки попала дядина свирель. Он был директором школы, любил сам на ней играть и меня обучал. За проявленные успехи отец из Крыма привез мне в подарок настоящую профессиональную деревянную свирель. Я выучил несколько красивых мелодий и выступал на всех школьных концертах», – вспоминает музыкант.
В его жизни было много музыкальных инструментов, но особенно ему дороги те, что сделаны руками известного мастера армянина – дядюшки Аго (Аркадий Каграманян) из Южного Дагестана. Со всех концов республики и даже зарубежья поступают ему заказы на тот или иной инструмент. Их можно узнать по высеченному имени мастера, ставшему брендом. Арсен вспоминает умельца с теплотой, говорит, что и сегодня продолжает творить на его духовых – пронзительно звучащей зурне и благородном кларнете. На последнем его научил играть один из лучших кларнетистов Хивского района Нюдюр-Али.
«Кларнет раньше был востребованным инструментом, мне нравилось его звучание. Я восхищался людьми, которые хорошо им владели. Прознав про Нюдюр-Али, решил поехать и взять у него несколько мастер-классов. За пару дней он научил меня правильно работать с дыханием, губами, положением кистей рук. В общем, мне оставалось только повторять уроки учителя, что я и делал по 2–3 часа в день. И успех не заставил себя долго ждать. В 1996 году вышел мой первый музыкальный альбом», – делится Асланов.
А потом вышли в свет еще два его альбома, записанные в профессиональной студии звукозаписи в Махачкале. Сегодня такая звукозаписывающая студия у Арсена есть дома и на работе. Это его магическая «шкатулка» для создания музыки и отдельный мир, в котором рождаются новые произведения. И от того, какой эмоциональный оттенок получит музыка, зависит, станет она популярной или нет.
«Идти в ногу со временем, конечно, хорошо, но мы не должны забывать свои истоки, народные инструменты. Большую роль в развитии табасаранской музыкальной культуры сыграли ашуги, которые ходили по селам и занимались популяризацией не только произведений, но и музыкальных инструментов. Сейчас очень мало осталось исполнителей на сазе. Это искусство с годами может вообще исчезнуть из нашей культуры. Саз, зурна, чунгур – на них играли мои дяди, оба погибли в Великую Отечественную войну, Видно, мне передались их гены», – говорит Арсен.
Своими навыками и умением сегодня он делится с сыном и ребятами из школы искусств с. Хучни, обучая их игре на сазе. В прошлом году Асланова наградили дипломом на фестивале «Горцы» за ашугское мастерство. В этом же году он стал лауреатом премии Правительства РД «Душа Дагестана» в номинации «народный музыкальный инструмент». Вместе с ним в ансамбле «Табасаран» играют гармонист Уружбек Алиев, кларнетист Дашбек Нурмагомедов. Они большие патриоты и хранители народных традиций. В репертуаре ансамбля табасаранские народные мелодии композиторов Ахмеда Уруджева, Касума Магомедова, творческое кредо которых было связано с сохранением народной песенной традиции в ее аутентичном виде.
В 2022 году творческие коллективы, солисты и мастера народных художественных промыслов Табасаранского района принимали активное участие в крупных культурных акциях, проводимых в Дагестане: Республиканском празднике традиционной культуры «Дербент – перекресток цивилизаций», Фестивале агитпрограмм центров традиционной культуры народов России «Моя Родина – Россия!», VI Этнокультурном фестивале декоративно-прикладного искусства «Традиции Кайтага», празднике ашугской песни «Поющие струны», фестивале народного творчества «Журавли над Россией» к 100-летию со дня рождения Р. Гамзатова и др.
Наш герой – автор мелодий и стихов. Еще в школе он написал слова к песне «И музыка к нему пришла», посвященной первому учителю. А к нему после этого пришли слава и первое признание. Арсену, за что бы он ни брался, давалось практически всё. Кроме музыки, танцев, он увлекался фотоделом, имел целую фотолабораторию. Даже заработал на этом первые карманные деньги и купил себе велосипед. Подавал большие надежды, ему пророчили профессию фотографа-судмедэксперта. Но любовь к музыке оказалась сильнее, и поэтому, отложив в сторонку книгу по медицинской экспертизе, приобретенную в ознакомительных целях, он взял в руки любимый музыкальный инструмент. И пройдя тернистый творческий путь, благодарит сегодня судьбу за этот выбор.
Любому творческому человеку, а тем более музыканту хочется получить признание на самом высоком уровне. Чтобы стимулировать самородков, по инициативе Министерства культуры РД, Республиканского дома народного творчества была учреждена премия «Душа Дагестана» с солидным призовым фондом. Асланов, естественно, тоже мечтал стать лауреатом этого конкурса, хотя прекрасно понимал, какую конкуренцию ему предстоит выдержать. И какова же была его радость, когда сообщили сначала о том, что он номинирован на это звание, а потом и признан лауреатом. За что он очень благодарит Республиканский дом народного творчества, который находит, выявляет и сохраняет народные таланты. Арсен считает, что это не только его личная победа, а успеха всего ансамбля «Табасаран». И главное – большой стимул для нового поколения музыкантов.