«…И сила в том моя»
При обсуждении списка претендентов на соискание премий имени Расула Гамзатова за 2023 год в сфере литературных произведений Комиссия при Главе РД по Государственным премиям в области науки, техники, литературы, публицистики, искусства и архитектуры выявила, что из представленных пяти работ наибольшее количество голосов получили книги Надежды Тузовой «Зеркало мира» и Хизри Асадулаева «Эхо корней».
Надежду Тузову (на снимке) с ее книгой на соискание в этом году премии имени Расула Гамзатова выдвинула наша «Дагестанская правда». Поддержали коллеги и из других изданий. Главный редактор журнала «Женщина Дагестана» Наида Керимова опубликовала короткое посвящение, отметив, что знакомство с книгой Надежды Тузовой вызывает большой интерес.
«Хорошее полиграфическое решение издания усиливается прекрасным содержанием. Интересные красочные картины, выполненные автором, и глубокие по смыслу стихи вызывают приятные читательские эмоции. В этих картинах ярко выражается любовь художника и поэта к своему родному краю, умение найти и выразить редкую красоту и величие в многоликой природе Дагестана. Сочетание столь разнообразного дарования автора дает прекрасный результат и представляет современную дагестанскую литературу в несколько новом свете, давая ей дополнительный бонус. Поистине талантливые произведения Надежды Тузовой не могут никого оставить равнодушным, потому что затрагивают самые глубинные чувства человека, заставляют его размышлять над тайнами мироздания и взаимосвязями человека с природой. Уверена, что эта замечательная книга достойна выдвижения на литературную премию имени Расула Гамзатова», – писала Наида Керимова.
Профессор Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН профессор Магомед Магомедов назвал Надежду Тузову ярким современным представителем русской дагестанской поэзии, а ее своеобразное творчество охарактеризовал как интересное явление дагестанской литературы, которое отличает оригинальность мысли и поэтического строя. «Поэзия Надежды Тузовой интересна тем, кто склонен размышлять над явлениями жизни, кто способен видеть мир не плоским, а многоплановым, кто идет по пути поиска истины и разгадок тайн человеческой природы. Произведения дагестанской поэтессы последних лет без натяжек можно отнести к философской лирике», – написал он в рецензии к одному из сборников поэтических книг нашей героини.
Касательно присуждения премии имени Расула Гамзатова за 2023 год в сфере литературных произведений, хочется спросить, а что могло вырасти из воображаемого союза двух поэтов: скромной дагестанской поэтессы и великого поэта современности? Конечно же, успех, победа. Иначе и быть не могло. Яркий талант Тузовой, воплощенный в ее книге «Зеркало мира», благоприятно воздействовал на членов жюри, и это стало закономерным итогом. Какие могли быть сомнения? В борьбу за престижнейшую награду и звание победителя конкурса вступила хотя и скромная женщина, но журналист, заслуженный работник культуры РД, член Союза писателей России наконец.
В одном из интервью Надежда спросила Расула Гамзатовича, не хотел ли он стать героем чьей-то поэмы о нем. «Нет, – ответил тот, – отрицательным героем быть не хочу, а положительным я себя не считаю
А еще совсем недавно Надежда Тузова почувствовала в себе силы и желание обратиться к изобразительному искусству в качестве живописца. И снова успех. «Недаром ведь говорят, что любой человек, занимающийся творчеством, художник. В разные периоды творчества из-под ее пера выходили лирические, сатирические циклы, поэмы и эпиграммы. Если в поэзии Надежда Тузова признанный автор и давно имеет свой почерк, свою нишу и стиль, то в изобразительном искусстве, можно сказать, она только в начале пути. Конечно, не имея академической школы, сложно похвастать отточенной техникой. Думается, что практика даст свои результаты в будущем. Таинственность и иносказательность отличают стиль художника. Картины ее атмосферны, временами грустны и заставляют сочувствовать и соучаствовать. Но грусть ее светла, в ней нет безысходности, всегда остается надежда на лучшее», – пишет о матери искусствовед Светлана Бондарева.
И проступают образы в камнях
Следами живших некогда созданий,
И понимаешь, прошлое не прах,
Оно основа наших созиданий.
По словам дочери, в семье известно, что «признаки всесторонней одаренности проявились у Надежды еще в юности. Со школьной скамьи ее особой любовью были физика с математикой, легко она писала и сочинения. Ей с легкостью давались и музыка с танцами, но из всех искусств Надежду полностью захватила поэзия, позволяющая передавать образы человеческого подсознания в рифме. Поначалу она решила связать судьбу с радиоэлектроникой, позже, осознав себя поэтом и журналистом, поменяла жизненный сценарий и стала филологом».
Надежда Николаевна, сотрудница «Дагестанской правды», в интервью своему молодому коллеге Ширвани Айгунову рассказывала, что в журналистику она пришла в 1972 году. А до этого работала на Дагестанском заводе электротермического оборудования в Избербаше, в свободное время писала заметки в газету. В последующем, когда в редакцию потребовался ответственный секретарь, ей предложили занять вакантную должность. Через три месяца она перевелась в корреспонденты и стала писать, параллельно занималась с молодыми литераторами (при редакции был кружок). Через некоторое время волею судьбы стала заведующей отделом газеты «Избербашский рабочий».
Живым пьедесталом природной скульптуры
Стоит у подножья горы Избербаш,
И Пушкина профиль на склоне сутулом
Застыл над долиной, как сказочный страж.
В 1991 году она переехала в Махачкалу и пришла работать в «Дагестанскую правду», где ее определили корреспондентом в отдел политики. И опять же волею всё той же судьбы стала работать здесь заместителем главного редактора. Прошли годы, небольшой перерыв – и она опять работает в «ДП». Материал Айгунова тогда вышел под заголовком «Наверное, это судьба».
«Дагестанская правда» – это флагман нашей журналистики. На моей памяти в редакции всегда работали профессионалы. И люди покупали газету, чтобы читать материалы отдельных авторов. Сейчас времена немного другие, общемировая тенденция к снижению тиражей печатных изданий коснулась и нас. Но мы интегрировались в интернет-пространство, ищем и находим своего читателя там. Стараемся держать марку», – делится Надежда Тузова.
Поэтесса поделилась мнением относительно своего кумира и духовного учителя Расула Гамзатова. По ее словам, это был необычайно мудрый и талантливый человек. В одном из интервью она спросила Расула Гамзатовича, не хотел ли он стать героем чьей-то поэмы о нем. «Нет, – ответил тот, – отрицательным героем быть не хочу, а положительным я себя не считаю. Я очень хотел написать поэму о Махмуде, но понял, что о поэте писать невозможно, его поэзия – это главное о нем. Поэт о поэте не должен писать».
«Я часто стесняюсь своих стихов. А когда пишу что-то новое, думаю, это лучшее из того, что было», – писала Надежда Тузова еще в 1999 году.
Сегодня Надежда Николаевна Тузова является автором семи лирических поэм и книг, в том числе: «Лестница без перил», «Свет и тень», «Небо души», «Жемчужина», сатиры «Шизики», нескольких коллективных сборников. Она известна также как прозаик и как талантливый переводчик многих дагестанских авторов. А в последнее время уделяет огромное внимание детской литературе.
Свою женскую природу Надежда выразила стихами:
Я прихожу как праздник бытия,
Как таинство великое природы.
Я женщина. И сила в том моя –
Быть матерью и вечностью народа.