Купить PDF-версию
04:09 | 15 мая, Ср
Махачкала
X
08:50 01.10.2021

И снова вернуться

Его полотна обладают особой гипнотической силой и притягательностью. Над ними точно не властны ни время, ни мода. Они заставляют замереть и вглядываться, вчитываться. Художник будто смотрит на мир извне.

К 70-летию крупного дагестанского худож­ника Ибрагимхалила Супьянова в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи открылась оригинальная ретроспективная выставка его творчества. В культурно-выставочном центре музея в этот день царила атмосфера праздника: улыбки, тёплые слова, дружеские объятия, бесконечный восторг и изумление, вызванные картинами художника. Поздравить мэтра пришли родные, друзья, коллеги и ценители его творчества.

Открывая выставку, руководитель культурно-выставочного центра, заместитель директора, куратор выставки Джамиля Дагирова отметила, что экспозиция намеренно составлена из произведений, не принадлежащих уже автору.

– Выставка создана с помощью друзей Ибрагимхалила Супьянова, они представили работы автора и музеев республики, в которых хранятся его произведения: Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Музей истории города Махачкалы, Музей истории мировых культур и религий, галерея современного искусства «Первая галерея», – говорила Джамиля Дагирова. – Замысел связан, с одной стороны, с огромным творческим наследием автора, которое не вместит ни один зал, с другой стороны, отстранённостью автора от юбилейных шумих вокруг своего имени.

Для самого художника выставка была действительно неожиданной, о замысле Джамили Дагировой он даже не подозревал и признался, что долгие годы скромно отказывался от выставок, не хотел пристального внимания.

«Это всегда неловко, когда люди собираются в честь тебя. Но для меня эта выставка – настоящий подарок. Спасибо!».

Она заставила зрителей взглянуть на Супьянова сквозь призму ценителей его творчества, бережно хранящих в своих коллекциях самого художника, его взгляд, восприятие мира.

– Мы собрали 50 произведений живописи, графики, объектов Ибрагимхалила Супьянова, охватывающие период 1960-2010 годов, которыми любезно поделились художники, искусствоведы, кураторы, режиссёры, коллекционеры – друзья художника, а также все наши музеи, – рассказывала Джамиля Дагирова.

Ей хотелось рассмотреть Супьянова шире и глубже: определить для себя собственное понимание и чувства его творчества. И у неё получилось – удалось открыть его для нас, зрителей, с другой, неизвестной стороны.

Искусствовед Татьяна Петенина подчеркнула, что данная выставка – это большой и серьёзный труд куратора проекта: «Ибрагимхалил Супьянов – это наше всё. Гармоничный, простой, благородный, естественный и всеми любимый… В нём столько мудрости, рефлексии, и все его качества отражаются в творчестве. Его произведения – огромный материал для изу­чения не только для исследователей, специалистов, но и для каждого человека. И все этапы творчества, которые сменяли друг друга, он интерпретирует по-своему, пропускает через себя».

Ещё один сюрприз вечера – уникальная книга работ художника, собранная Дагировой по крупицам из всех доступных источников. В ней более 300 работ Супьянова.

Этот единственный экземпляр, собранный и сделанный вручную, – окно в мир Ибрагимхалила, которое позволит познакомиться зрителю не только с его работами разных лет, но и увидеть последовательную и сложную трансформацию творческого стиля и метода автора, его поиски, переходы и движения. Творчество мастера производит неизгладимое впечатление не только на зрителей, но и на коллег. Джамиля Дагирова собрала отзывы коллег и пожелания Супьянову и представила их на выставке. Это то, что не всегда скажешь лично, но хочется слышать всем.

Тимур Мусаев-Каган: «Это, наверное, были 1992-1993 годы, когда я присмотрелся к работам Ибрагимхалила. Имя, безу­словно, слышал и раньше. У меня такое впечатление, что в ту пору в выставочном зале Союза художников состоялся ряд хороших выставок, и вот там это разглядывание и происходило. И поначалу я его чётко не дифференцировал из группы художников «Круга». Они были явлением, и это явление воспринималось достаточно цельно. Ну как цельно? Стихия – да, но стихия, имеющая разную окраску. Тут дует, например, сильно и постоянно, тут ливень, там град сыплется, здесь снегопад, а где-то смерч закручивается. Вот Ибрагим был тогда – град. Не слишком приятное явление. И даже эстетически: что-то дребезжит и стукается постоянно у него, как мне казалось, что-то из чего-то прорывается, как если бы прорывало одну завесу, потом другую, потом третью. Работы сложные, считывание языка не происходит, ощущение избыточности не покидало. Возникал вопрос: почему такая многословность? Про что она? Смотрю на работу – уважаю её, но не улавливаю потребу мира в ней. Потом, конечно, восприятие меняться стало и Ибрагима я больше понимать начал. Когда свой собственный язык превращается в скрежет, карканье и бормотание, ты все языки различать начинаешь. Супьянов, казалось, массив такой, как бы геологическая структура. Смотришь на него, и единственное, что знаешь – это всерьёз, это не шутки. После Ибрагима всегда задумываешься о вещах, выходящих за пределы искусства, – говорю же, прорывает, продирает. Но прорывает без дидактики, что так ценно и уникально. Это ведь уметь ещё надо. А ещё хочется, чтобы такой художник очень долго жил. Такой художник и должен долго жить. Такой – это когда гены мудрого аксакала с физической статью сращены. Такой – это когда общедагестанское – мастеровое, поэтическое, почвенное, но и небесное одновременно – сквозь него как нектар струится. Здоровья скалы, мудрости моря тебе, дорогой и далёкий Ибрагим».

Патимат Гусейнова: «…После соло сетовала, что не могу писать, вспоминая вслух, что до вернисажа не могла остановить поток. На что Ибрагимхалил сказал: «А ты не пиши, просто ходи в мастерскую, пей чай, листай журналы, пересматривай работы день, неделю, месяц… сколько понадобится. Живопись не принимает напряжение, она не прощает обмана!»

Статьи из «Выставки»

«Нити» дружбы между народами

12
Больше года Родион Исмаилов и Шамиль Ахмадулаев, основатели проекта «Нити», путешествовали...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

38
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

31
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Жизнь в моменте

62
Портреты, портреты, портреты… Давно всем известно, что в творчестве Камиля Чутуева они...

История в картинах

237
Автор и куратор собственной выставки в Махачкале Амирхан Магомедов – народный художник РД,...

Планета Дагестан

15
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Планета Дагестан

770
В московском Доме кинематографистов открылась фотовыставка под названием «Нити». Автором...

Снятию блокады посвящается

9
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Особенный Расул 

22
С помощью красок и карандашей особенные и слабовидящие дети попытались рассказать о том,...

История на холсте

17
Дагестан с его историей, культурой и традициями – центральная тема произведений молодой...

Со спицами и пряжей

73
В фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова слышен манящий голос. Вслушиваясь в песню, ты...

Чтобы прошлое не уходило безвозвратно

31
Он начал рисовать еще ребенком. Большое влияние на...