И в театре, и в кино
Имя народной артистки РСФСР Патимат Хизроевой неразрывно связано с деятельностью Аварского музыкально-драматического театра имени Г. Цадасы. За годы выступлений на сцене родного театра и в кино она создала сотни ролей. И каждая была неповторима, отличалась подлинным артистизмом, большой жизненностью. Сегодня, 20 марта, ей исполнилось бы 95 лет.
А начиналось всё в далеких двадцатых годах прошлого столетия, когда босоногая, симпатичная девчонка носилась по глинобитным крышам домов родного селения Урма Левашинского района, торопясь жить, наслаждаясь каждым днем, любуясь живописной природой. Как птичка-певунья, жадно ловила все разнообразие окружавших ее звуков, мелодий пандура и кумуза, песен односельчан.
Когда семья переехала в Буйнакск, Патимат стала активно участвовать в художественной самодеятельности.
Она была очень трудолюбивой, не чуралась никакой работы. В 1943 г. пришла в театр и сказала: «Хочу поступить в артисты». Это был тот год, когда Аварский театр из высокогорного Хунзаха переехал в Буйнакск, а большинство мужчин-актеров находилось на фронтах Великой Отечественной. Коллектив в основном давал шефские концерты в госпиталях. Здесь и нужен был талант таких, как юная Патимат, чтобы укреплять дух искалеченных жестокой войной солдат.
Патимат много пела, улыбалась каждому слушателю, стараясь подбодрить, вселить веру. И благодарностью ей были ответные улыбки раненых, их аплодисменты. Тогда же в памятном для нее 1943 году начала она, хотя вначале и робко, выступать в одноактных спектаклях. А затем пришла пора более серьезных работ.
Это были роли Байзат в спектакле «Базалай» Г. Цадасы, Сусанны в «Намусе» А. Ширванзаде, Анхил Марин во «Вдохновенной певице» Г. Залова, другие. Пришел и первый зрительский успех, уверивший в правильности избранного жизненного пути.
Очень скоро Патимат Хизроева стала популярной и любимой актрисой. Сколько их было — гастролей в отдаленные села, длинных пеших переходов в любую погоду, ночевок в тесных комнатушках, выступлений на годеканах, на крышах саклей, в поле у костров. Нет возможности в кратком рассказе проследить весь ее творческий путь, подробно описать созданные ею роли — ведь их около двухсот.
Но о некоторых из них нельзя не сказать — о таких, как Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Агафья Тихоновна в «Женитьбе» Н. Гоголя, Дездемона в «Отелло» В. Шекспира, Вера Васильевна в «Горянке» Р. Гамзатова, Айна в «Горцах» Р. Фатуева, Ханума в «Хануме» А. Цагарели. Эти её роли вошли в золотой фонд дагестанского искусства.
Отдельного разговора заслуживают работы Патимат Хизроевой в кинофильмах. Она снялась в значительных ролях в таких лентах, как «Горянка», «Баллада о старом оружии», «Сказание о храбром Хочбаре», «Когда кони плачут» и других, создав галерею запоминающихся образов матерей, делясь как мать троих детей своим выстраданным опытом, что и делает эти роли узнаваемыми, земными и в то же время поэтическими.
Трагические, лирические, комедийные героини актрисы навсегда останутся в памяти благодарных дагестанских (и не только!) зрителей. Ушла из жизни Патимат Хизроева в 2005 году.