И вновь на сцене Расул
В юбилейный Гамзатовский год буквально каждый наш театр отметил 100-летие поэта на своей сцене. Как тут зрителю не растеряться от множества образов поэтического символа Дагестана, который у всех театров получился свой, особенный. Но сегодня, когда праздничный вихрь поутих, самое время взглянуть на такого Расула Гамзатова, каким его видят на театральных подмостках авторы спектаклей, и разглядеть для себя что-то еще, может быть, упущенное ранее. Идем в Лакский театр, где играется «Последняя цена» – одна из самых ярких постановок в год празднования юбилея.
Этот спектакль, можно сказать, открывал череду юбилейных театральных событий. И сразу – такой масштаб. Премьерный показ продолжался четыре часа без антракта. Если кто-то из пришедших в зрительный зал до сих пор был мало знаком с творчеством Гамзатова, то, посмотрев спектакль, наверняка мог сказать себе: да, теперь я поэта почти что знаю.
Известный в республике своими новаторскими постановками режиссёр Дмитрий Павлов постарался объять в этой работе всё самое главное из литературного наследия Расула. В дальнейшем театр сократил первоначальную версию до двух сценических часов: все-таки такое количество обрушившихся на зрителя строчек одного отдельно взятого автора может слегка приглушить желание читать его в ближайшее время. К тому же удержать внимание человека на одном предмете на столь долгое время вряд ли возможно.
А вот исполнительный директор театра Магомед Гусейнов так объясняет преобразования: «Человеку, привыкшему есть только хинкал, было бы неправильно предлагать сразу оценить незнакомое изысканное блюдо».
Как бы то ни было, качество литературного материала спектакля и режиссёрской работы сделали свое дело – «Последняя цена» стала визитной карточкой празднования 100-летия со дня рождения поэта за пределами Дагестана.
За прошедший год с лишним спектакль прожил внушительную историю: гастроли в Казани, Пятигорске, Назрани, Элисте, Грозном, Владикавказе. Он был показан в Москве на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.
Постановку высоко оценила театральная критика на фестивале национальных театров России «Театральная осень» в Саранске, организованном питерским Театром-фестивалем «Балтийский дом». Это была ещё одна работа Дмитрия Павлова, которая впечатлила жюри фестиваля и удивила зрителей. Многие из них увидели нового для себя Гамзатова.
Профессионалы, несомненно, отметят необычную инсценировку такого большого пласта поэтических и прозаических текстов народного поэта, отобранных режиссером-постановщиком тщательно и выверенно, сценографию спектакля – костюмы артистов, которые вовсе не стали калькой традиционной дагестанской одежды, музыкальный ряд постановки, включающий аутентичные композиции, простые, но выразительные декорации.
А что думают о постановке зрители?
Валентина приехала к нам из Челябинска. Гуляла по городу, увидела афишу театра. Захотелось зайти, тем более что с творчеством Гамзатова не была знакома, хотя имя, конечно, слышала.
«Мне очень понравилось, – говорит она. – Особенно та часть, где звучат стихи о матери, о чёрных шалях на плечах женщин, потерявших своих близких. Я плакала (на глазах у Валентины снова слезы. – Авт.). Запомнилась необычная покатая сцена, артисты играли хорошо. Наш драмтеатр на ремонте, и я очень жду гастролей. Рада, что наконец попала в театр. Вот только жаль, что нет программки, чтобы увезти её с собой и потом вспоминать и снова переживать спектакль».
Ещё один гость Дагестана, Андрей из Чувашии, отреагировал на постановку весьма эмоционально: мне пришлось подождать пару минут, пока парень успокоится и спрячет носовой платок, которым утирал бегущие по его щекам слёзы.
«Я примерил всё на себя. Очень меня расстроил эпизод, когда сын возвращается домой, а встречать его некому: мамы уже нет. Но последняя часть осталась для меня непонятной. Тут я совершенно потерялся».
В разговор вступает Александр, приятель Андрея, коренной махачкалинец:
«Спектакль понятен тем, кто знаком с культурой и традициями дагестанцев, местным менталитетом. Конечно, для жителей Центральной России странными покажутся отношения в семье, описанные в стихах Гамзатова, когда для защиты чести семьи можно пожертвовать даже жизнью дочери и жены. Но мне всё понятно и всё понравилось. Я читал Гамзатова, и та эмоциональность, с которой поставлен спектакль, мне кажется, отражает внутренний нерв его поэзии. Хотел бы отметить и классное музыкальное сопровождение, и выбор стихов».
А вот Екатерина была на спектакле уже четырежды и говорит, что всякий раз находит для себя что-то новое.
«Замечательные стихи и глубокие темы поднимаются в постановке, они актуальны не один век, и в наших сердцах это отзывается. И в наших умах тоже. Что-то хорошее просыпается в нас после просмотра», – делится своими впечатлениями Катя, которая пять лет назад приехала из Новосибирска в Дагестан да так здесь и осталась.
Борис Абрамович Ханукаев, известный в городе человек, педагог – большой поклонник Лакского театра.
«Задумка режиссёра нестандартная, – говорит он. – Надо воспринимать спектакль через поэзию Гамзатова. Мы привыкли к сюжетным линиям, действию на сцене, но тут больше символизма. Игра актёров в спектакле, где нет сюжета, заслуживает всяческой похвалы, видно, что они вдумываются в содержание, переживают его».
Народный поэт по-другому звучит со сцены в этом спектакле, считает Магомед Гусейнов.
«Режиссер перелопатил всего Гамзатова, мы с нетерпением ждали, что же получится. И для нас очень интересен оказался результат, когда постановка отошла от традиционного кавказского стиля, я бы даже сказал, что спектакль чем-то напоминает библейское повествование – такое послание всему человечеству. Что я заметил: чем севернее публика, тем теплее она воспринимает нашу работу. И это важно: сегодня, когда порой на наших земляков надевают какой-то чуждый нам лик, нечто нездоровое и нам не присущее, этот спектакль как раз и служит тому, чтобы вся эта шелуха слетела и на первый план выходили общечеловеческие ценности».
Ощущение детства, созданное картинкой на сцене, в которое окунаешься в начале спектакля, сменяется разными чувствами – поэт, ведомый рукой режиссёра, говорит с нами о вечном – о любви. Здесь безусловная любовь матери и к матери, любовь к родному Дагестану, к поэтическому слову. Здесь и раздумья о силе творчества и природе таланта, смысле жизни… Темы сменяют одна другую, иногда повторяясь, как бы закольцовывая поэтическое повествование.
«Хоть сам я мал, хочу найти большое», – говорит поэт. Наверное, для него этим главным остался язык своего народа. Гамзатов не раз звучит на сцене на аварском.
«Как сладко произносить слова на родном языке…» – так завершается спектакль, но не заканчивается его путь к сердцам зрителей.