Игби — проводы зимы по-дагестански
Представители Санкт-Петербургской общественной организации «Содружество молодежи Дагестана» в Доме дружбы Ленинградской области провели презентацию Игби – дидойского обрядового праздника, посвященного проводам зимы и встрече весны.
Мероприятие прошло в рамках плановой деятельности Дома дружбы по сохранению и возрождению традиционных календарных праздников жителей, проживающих в регионе, при поддержке Представительства РД в Санкт-Петербурге и Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
– Чтобы узнать душу народа, достаточно посмотреть, как он поет и танцует, какие праздники отмечает, не оторвался ли он от своих корней, – сказал в своем приветственном слове директор Дома дружбы Владимир Михайленко.
Продолжая его мысль, представитель Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов напомнил слова народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: «Если мы будем забывать свои традиции, свои обряды, свои праздники – мы все потеряем. Нам нельзя такое позволить». Гасан Алиевич поблагодарил Дом дружбы за то, что хранит добрые традиции, сплачивает россиян.
Заместитель директора ГБУ Республики Дагестан «Дом дружбы» Георгий Гарунов участвовал в мероприятии по видеосвязи из Махачкалы. По его словам, таких праздников, как Игби, в Дагестане много. Дидойцы являются малочисленным народом, субэтносом аварцев. Сами себя они называют цезы – орлы. Сегодня в Дагестане их проживает не более 50 тысяч человек, еще около 12 тысяч – в России и примерно столько же в Турции.
Подробнее о празднике, его истории и традициях рассказала председатель Совета Содружества дагестанской молодежи в Санкт-Петербурге Асель Рашидова, доцент кафедры гражданского права юридического факультета РГПУ им.
А. И. Герцена. Она отметила, что праздник Игби хотя и проходит в феврале, когда по календарю еще продолжается зима, но фактически является днем встречи весны и чем-то даже напоминает Масленицу. Название этого праздника, по ее словам, связано с основным обрядовым блюдом – ритуальным хлебом игби – по виду вроде бубликов, которые имеют разный размер: – от небольших колечек до больших изделий в 20-30 сантиметров в диаметре. Изготовление этих обрядовых хлебцев приурочивают к встрече весны, подчеркивает их значение как солярных знаков.
Игби уникален тем, что не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. Еще с 50-х годов ХХ века этот праздник отмечают в селах Гениятли и Китури, но наибольшую известность в этом получило село Шаитли Цунтинского района Дагестана. По словам старожилов села, шаитлинский обрядовый праздник начал свое существование примерно в XVII – XVIII веках. Однако исследователи предполагают, что основа фестиваля появилась еще раньше – в средние века. В старину подобные традиции встречи весны были распространены также во многих горных регионах Европы и части Азии, однако со временем обычаи были забыты, и вот остался лишь один островок этой уникальной культуры – село Шаитли.
Кстати, праздник Игби был выявлен и подробно описан участниками экспедиции Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР (сейчас Кунсткамера) А.И. Азаровым и Ю.Ю. Карповым (февраль, 1982 г.). Хотя по традиции праздник должен проводиться 5 февраля, однако его часто переносят на ближайшие к нужной дате выходные, чтобы все желающие могли в нем участвовать.
В ходе мероприятия представители национально-культурных общественных организаций региона поведали о своих традиционных весенних праздниках. Так, например, Валериан Гаврилов познакомил участников с чувашской Масленицей, Анатолий Дридзо – с весенним праздником финнов-ингерманландцев Ласкиайнен. Людмила Кашина заметила много общего между Игби и литовским праздником Ужгавенес. А Оксана Фахриева и Ильнур Гарифуллин рассказали о том, как отмечают приход весны башкиры и татары.
Завершилось мероприятие показом видеофильма о празднике Игби и ярким концертом с участием хореографического ансамбля «Ритмы Кавказа», художественным руководителем которого является Кристина Санакоева.