Игби — проводы зимы по-дагестански

Представители Санкт-Петербургской общественной организации «Содружество молодежи Дагестана» в Доме дружбы Ленинградской области провели презентацию Игби – дидойского обрядового праздника, посвященного проводам зимы и встрече весны.
Мероприятие прошло в рамках плановой деятельности Дома дружбы по сохранению и возрождению традиционных календарных праздников жителей, проживающих в регионе, при поддержке Представительства РД в Санкт-Петербурге и Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
– Чтобы узнать душу народа, достаточно посмотреть, как он поет и танцует, какие праздники отмечает, не оторвался ли он от своих корней, – сказал в своем приветственном слове директор Дома дружбы Владимир Михайленко.
Продолжая его мысль, представитель Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов напомнил слова народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: «Если мы будем забывать свои традиции, свои обряды, свои праздники – мы все потеряем. Нам нельзя такое позволить». Гасан Алиевич поблагодарил Дом дружбы за то, что хранит добрые традиции, сплачивает россиян.
Заместитель директора ГБУ Республики Дагестан «Дом дружбы» Георгий Гарунов участвовал в мероприятии по видеосвязи из Махачкалы. По его словам, таких праздников, как Игби, в Дагестане много. Дидойцы являются малочисленным народом, субэтносом аварцев. Сами себя они называют цезы – орлы. Сегодня в Дагестане их проживает не более 50 тысяч человек, еще около 12 тысяч – в России и примерно столько же в Турции.
Подробнее о празднике, его истории и традициях рассказала председатель Совета Содружества дагестанской молодежи в Санкт-Петербурге Асель Рашидова, доцент кафедры гражданского права юридического факультета РГПУ им.
А. И. Герцена. Она отметила, что праздник Игби хотя и проходит в феврале, когда по календарю еще продолжается зима, но фактически является днем встречи весны и чем-то даже напоминает Масленицу. Название этого праздника, по ее словам, связано с основным обрядовым блюдом – ритуальным хлебом игби – по виду вроде бубликов, которые имеют разный размер: – от небольших колечек до больших изделий в 20-30 сантиметров в диаметре. Изготовление этих обрядовых хлебцев приурочивают к встрече весны, подчеркивает их значение как солярных знаков.
Игби уникален тем, что не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. Еще с 50-х годов ХХ века этот праздник отмечают в селах Гениятли и Китури, но наибольшую известность в этом получило село Шаитли Цунтинского района Дагестана. По словам старожилов села, шаитлинский обрядовый праздник начал свое существование примерно в XVII – XVIII веках. Однако исследователи предполагают, что основа фестиваля появилась еще раньше – в средние века. В старину подобные традиции встречи весны были распространены также во многих горных регионах Европы и части Азии, однако со временем обычаи были забыты, и вот остался лишь один островок этой уникальной культуры – село Шаитли.
Кстати, праздник Игби был выявлен и подробно описан участниками экспедиции Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР (сейчас Кунсткамера) А.И. Азаровым и Ю.Ю. Карповым (февраль, 1982 г.). Хотя по традиции праздник должен проводиться 5 февраля, однако его часто переносят на ближайшие к нужной дате выходные, чтобы все желающие могли в нем участвовать.
В ходе мероприятия представители национально-культурных общественных организаций региона поведали о своих традиционных весенних праздниках. Так, например, Валериан Гаврилов познакомил участников с чувашской Масленицей, Анатолий Дридзо – с весенним праздником финнов-ингерманландцев Ласкиайнен. Людмила Кашина заметила много общего между Игби и литовским праздником Ужгавенес. А Оксана Фахриева и Ильнур Гарифуллин рассказали о том, как отмечают приход весны башкиры и татары.
Завершилось мероприятие показом видеофильма о празднике Игби и ярким концертом с участием хореографического ансамбля «Ритмы Кавказа», художественным руководителем которого является Кристина Санакоева.
Статьи из «Культура»
Два корифея, два мира

Сохраняя традиции предков

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

Даже если взгляд не видит…

Поэт, и ничего кроме

Мировоззрение и жизнь

Художник смыслов

Священная ценность

Был такой аул

Тимпан как образ

С «алмасовским» звучанием
