X
08:10 17.02.2021

Игби — проводы зимы по-дагестански

Низамидин КАИНБЕКОВ
Выпуск - 2021 №29
52

Представители Санкт-Петербургской общественной организации «Содружество молодежи Дагестана» в Доме дружбы Ленинградской области провели презентацию Игби – дидойского обрядового праздника, посвященного проводам зимы и встрече весны.

Мероприятие прошло в рамках плановой деятельности Дома дружбы по сохранению и возрождению традиционных календарных праздников жителей, проживающих в регионе, при поддержке Представительства РД в Санкт-Петербурге и Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.

– Чтобы узнать душу народа, достаточно посмотреть, как он поет и танцует, какие праздники отмечает, не оторвался ли он от своих корней, – сказал в своем приветственном слове директор Дома дружбы Владимир Михайленко.

Продолжая его мысль, представитель Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов напомнил слова народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: «Если мы будем забывать свои традиции, свои обряды, свои праздники – мы все потеряем. Нам нельзя такое позволить». Гасан Алиевич поблагодарил Дом дружбы за то, что хранит добрые традиции, сплачивает россиян.

Заместитель директора ГБУ Республики Дагестан «Дом дружбы» Георгий Гарунов участвовал в мероприятии по видеосвязи из Махачкалы. По его словам, таких праздников, как Игби, в Дагестане много. Дидойцы являются малочисленным народом, субэтносом аварцев. Сами себя они называют цезы – орлы. Сегодня в Дагестане их проживает не более 50 тысяч человек, еще около 12 тысяч – в России и примерно столько же в Турции.

Подробнее о празднике, его истории и традициях рассказала председатель Совета Содружества дагестанской молодежи в Санкт-Петербурге Асель Рашидова, доцент кафедры гражданского права юридического факультета РГПУ им.
А. И. Герцена. Она отметила, что праздник Игби хотя и проходит в феврале, когда по календарю еще продолжается зима, но фактически является днем встречи весны и чем-то даже напоминает Масленицу. Название этого праздника, по ее словам, связано с основным обрядовым блюдом – ритуальным хлебом игби – по виду вроде бубликов, которые имеют разный размер: – от небольших колечек до больших изделий в 20-30 сантиметров в диаметре. Изготовление этих обрядовых хлебцев приурочивают к встрече весны, подчеркивает их значение как солярных знаков.

Игби уникален тем, что не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. Еще с 50-х годов ХХ века этот праздник отмечают в селах Гениятли и Китури, но наибольшую известность в этом получило село Шаитли Цунтинского района Дагестана. По словам старожилов села, шаитлинский обрядовый праздник начал свое существование примерно в XVII – XVIII веках. Однако исследователи предполагают, что основа фестиваля появилась еще раньше – в средние века. В старину подобные традиции встречи весны были распространены также во многих горных регионах Европы и части Азии, однако со временем обычаи были забыты, и вот остался лишь один островок этой уникальной культуры – село Шаитли.

Кстати, праздник Игби был выявлен и подробно описан участниками экспедиции Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР (сейчас Кунсткамера) А.И. Азаровым и Ю.Ю. Карповым (февраль, 1982 г.). Хотя по традиции праздник должен проводиться 5 февраля, однако его часто переносят на ближайшие к нужной дате выходные, чтобы все желающие могли в нем участвовать.

В ходе мероприятия представители национально-культурных общественных организаций региона поведали о своих традиционных весенних праздниках. Так, например, Валериан Гаврилов познакомил участников с чувашской Масленицей, Анатолий Дридзо – с весенним праздником финнов-ингерманландцев Ласкиайнен. Людмила Кашина заметила много общего между Игби и литовским праздником Ужгавенес. А Оксана Фахриева и Ильнур Гарифуллин рассказали о том, как отмечают приход весны башкиры и татары.

Завершилось мероприятие показом видеофильма о празднике Игби и ярким концертом с участием хореографического ансамбля «Ритмы Кавказа», художественным руководителем которого является Кристина Санакоева.

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

136
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

8
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

15
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

62
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

150
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...