Играем Рахманинова
К своему стыду, на концерт учащихся и преподавателей в Махачкалинском музыкальном училище им. Готфрида Гасанова пошла впервые. И была приятно удивлена: ребята по-настоящему талантливы, музыкальны. Как посвящение 150-летию со дня рождения великого русского музыканта ХХ века Сергея Рахманинова звучали со сцены его вокальные и инструментальные сочинения, написанные в разные годы. Рахманинов – композитор сложный, глубокий, и задача перед выступающими стояла непростая.
В гостях у музучилища были учащиеся 1-го Дагестанского кадетского корпуса в Махачкале, студенты Дагестанского колледжа культуры и искусств им. Б. Мурадовой, родители ребят и постоянные зрители замечательных концертов, которые проходят в этом учебном заведении регулярно.
Открыла музыкальную встречу знаменитая Прелюдия до-диез минор для фортепиано из цикла «Пьесы-фантазии», опус 3 № 2 в исполнении Жибрийля Магомедова, сразу погрузив зал в мир чувств композитора. Со сцены звучали романсы Рахманинова, вокальные партии из оперы «Алеко», в инструментальных произведениях солировали фортепиано, альт и флейта.
Ребята показали хороший уровень подготовки. И это понятно, ведь по рекомендациям своих педагогов-наставников право участвовать в таких концертах получают лучшие. Это первый концертный опыт молодых музыкантов, пусть пока только в своих стенах.
– Прежде всего дети должны привыкать к сцене, – уверена директор Махачкалинского музучилища Медина Абдулаева. – Это часть жизни исполнителя, музыканта. Поэтому наши студенты уже с первого курса сдают свои зачетные работы обязательно при зрителях. Если говорить о сегодняшнем концерте, то прекрасные вокальные сочинения Рахманинова сопровождаются сложным аккомпанементом фортепиано, поэтому мы привлекаем к участию в концерте и наших преподавателей. Но не только в качестве концертмейстеров, конечно. Публика имеет возможность послушать педагогов-вокалистов. Это обычная практика музыкальных училищ и консерваторий, когда на одной сцене выступают и наставники, и их подопечные.
Ведущая концерта, заведующая концертной практикой училища Оксана Зяблицева рассказала о разных периодах жизни одного из самых известных и любимых публикой во всем мире композитора, выдающегося пианиста и дирижера, соединившего в своем многогранном творчестве два века. Имя Сергея Рахманинова стало одним из символов русской культуры. Просветительское начало концерта – ещё одна важная составляющая культурного обмена между студентами разных (порой диаметрально противоположного направления) учебных заведений.
«Музыка должна идти от сердца и быть обращена к сердцу», – говорил Рахманинов. Именно так звучал этюд-картина ми-бемоль минор № 5 опус 39 композитора в исполнении Магомеднаби Амаева, студента третьего курса фортепианного отделения. Сложнейшее произведение, очень экспрессивное, требующее от его исполнителя высокой техники и эмоциональной зрелости, на взгляд автора этих строк, стало одной из кульминационных точек музыкального представления. Даже юные кадеты, впервые побывавшие на концерте классической музыки, замерли. Талант всегда завоюет аудиторию, пусть и неподготовленную.
«Этюды Рахманинова – дело непростое. А этюды-картины особенно. Это уже не просто техническая сторона, здесь есть сюжет. Конечно, добиться чистоты и точной выверенности исполнения его произведений трудно, но еще сложнее передать содержание и авторский замысел», – делится Магомеднаби.
Рахманинова он считает по-своему уникальным. К творчеству выдающегося композитора, что интересно, обращается впервые. Для него это хороший опыт. Но по духу ему ближе Шопен. Они разные, однако некоторая схожесть между ними есть, считает студент. Оба романтики, хотя на более поздних творческих этапах Рахманинов обращается и к экспрессионизму, и к авангарду.
В детстве, когда музыка вошла в жизнь Магомеднаби, мальчик увлекался Моцартом и Бахом. Любимый пианист – Дмитрий Шишкин.
«Беру для себя на концертах других музыкантов только то, что вдохновляет», – говорит о себе Амаев. Простое копирование не для него. Ему интересен опыт взрослого, зрелого музыканта. В планах у Магомеднаби, разумеется, консерватория. Вообще же, к решению посвятить себя музыке он пришел самостоятельно. Родители юноши работают в других сферах, но выбор сына поддерживают и во всём ему помогают.
Сложность музыки Рахманинова подчеркивает четверокурсница Ани Айкоян, исполнившая этюд-картину № 6 ля минор опус 39. Как говорил сам композитор, в основу замысла этого произведения легла сказка о Красной Шапочке и Волке.
«Не то что технически было трудно. Выносливость нужна. Там крупная техника, ее сложно совместить с динамикой и характером героев, чувствами и переживаниями. Я должна была и напугать, и быть напуганной, всё-таки Красная Шапочка и Серый Волк», – говорит Ани. Она любит Скрябина и Стравинского и, как и Магомеднаби, собирается учиться дальше. Ее мечта – Санкт- Петербургская консерватория.
Хочется, чтобы у ребят всё получилось. У них хороший потенциал, достойный статусной консерватории, уверена Медина Абдулаева.
«Хорошо бы дать возможность будущим дагестанским музыкальным звездам окунуться в творческую атмосферу больших городов, проникнуться духом консерватории, где им предстоит учиться, походить по концертным залам Москвы и Санкт-Петербурга. Почему бы не создать в Дагестане общественный фонд, который занимался бы меценатством, помощью молодым перспективным талантливым ребятам – актерам, музыкантам, художникам», – считает она.
Такая традиция среди состоятельных людей существовала всегда, почти везде. Но не в Дагестане. Пора начинать.