«Играя» с пространством
В Махачкале набирает популярность современное искусство. Композиционные произведения необязательно должны быть картинами или скульптурами в классическом понимании. Иногда это инсталляции или элементы декора, называемые общим словом арт-объекты. Такие работы будто вырваны из контекста иной реальности и, попадая в наше измерение, задают ему новые частоты энерго-информационного качества, пробуждают древние смыслы нашей истории и создают новый импульс эстетического восприятия современности.
На прошлой неделе в Центре этнической культуры отрылась такая выставка творческой группы художников-дизайнеров Зайнуйдина Исаева и Елены и Тагира Гапуровых «Хатт-Асар II».
Как рассказывает Тагир Гапуров, идея назвать группу «Хатт-Асар» пришла накануне выставки 1998 года (тогда была первая выставка в таком стиле). Хатт-Асар – составное слово. Слово «хатт» на дагестанских языках имеет три смысловых значения. Первое – это рука, второе – почерк или письмена, третье – штрих или отметина. Слово «асар» имеет два значения: первое – произведение, второе – впечатление, воодушевление, в итоге получается многозначное и ёмкое по смыслу название.
Гапуровы – мои давнишние друзья и соседи. Еще в юности, помню, пропадал у них в мастерской, которая служила одновременно холлом и гостиной в скромном, но очень интересном и современном доме. Елена и Тагир объездили практически весь горный Дагестан, где и черпали вдохновение для своих будущих произведений.
– Летние поездки в горы на малую родину, походы по окрестностям Хоточа, Зиуриба, Карадаха и Гуниба, совместные выходы на этюды и зарисовки, сбор фотографического материала, которые впоследствии нашли отражение в творческих работах каждого, – вспоминает Тагир Гапуров. – Мы не сразу стали творческой группой, это был, скорее, плавный и закономерный процесс. А до этого были творческие взаимосвязи, начиная с учебы в художественном училище им. Джемала. Условием единения внутри творческой группы стала общая для всех тема малой родины, то есть тематическая привязанность к местным истокам и мифотворчеству. Первые работы были полуфигуративны и абстрактны, и они часто носили названия местных топонимов. А на самом деле это проекции внутреннего генетического кода, переведенные на современный художественный язык.
Это было начало творческого поиска своего индивидуального стиля каждым из участников и время становления и укрепления внутренних взаимосвязей группы.
Концепция выставки «Хатт-Асар II» выстроена в основном из новых работ авторов. Для преемственности и наглядности эволюции в экспозицию включены несколько работ раннего периода их творчества. Каждый объект, который был представлен на выставке, уникален своей необычностью формы и безграничным внутренним содержанием.
Многое зависит от воображения самого наблюдающего. Вот произведение «Родовая башня». Она создана из сотни маленьких деревянных чубуков разных оттенков дерева, а вот выполненная в том же стиле композиция «Диалог», состоящая из абстрактных людей, а вот уже совершенно иная композиция, похожая на каменные сталактиты, взятая из какой-нибудь древней пещеры. В назидание всем прекрасно бы смотрелась в каком-нибудь кабинете композиция из айвы «Коррупция», представляющая собой кубически сложенную пирамиду. Картины Зайнуйдина Исаева выполнены в стиле абстракционизма и, наверное, интересны в большей степени тем, кто предпочитает современные решения в оформлении помещений.
Каждое такое произведение «играет» с пространством. Оно смотрится гораздо объемнее в определенном месте, будь это рабочий кабинет, спальня или бульвар… Кстати, Тагир Гапуров предлагает совместно со своими студентами абсолютно бесплатно украсить бульвары и парки Махачкалы такими вот арт-объектами, стилизованными под дагестанский колорит. Наверняка это приглянулось бы и видавшему виды горожанину, и любопытному туристу.