Сейчас в это, наверное, трудно поверить, но даже специалисты из Голливуда отказались в свое время от съемок, так как считали, что никакая техника не сможет показать все красоты уникального подводного мира.
Тем не менее в 1960 году режиссер Владимир Чеботарев обратился к министру культуры СССР Екатерине Фурцевой с соответствующей просьбой.
Она откликнулась не сразу. Только спустя несколько месяцев вызвала режиссера на беседу. И сразу спросила:
– Вы уверены, что сможете сделать интересное кино?
– Уверен.
Фурцева внимательно посмотрела на строгое лицо Чеботарева.
– А то ведь даже наши заокеанские коллеги не смогли ничего с этим произведением поделать. А тема, кстати, интересная.
– Я читал обо всем этом. Может, у нас получится.
– Нет, – махнула рукой министр. – Мне необходим конкретный ответ. Я должна знать, что картина получится интересной. Если обещаете, то будет финансирование.
Режиссер кивнул:
– Обещаю.
***
Съемки картины начались. С выбором главных героев проблем не было. На эти роли необходимы были молодые и красивые актеры, поэтому режиссер без каких-либо условностей утвердил Владимира Коренева (Ихтиандр) и Анастасию Вертинскую (Гуттиэре). У них за плечами уже был небольшой кинематографический опыт.
– Они точно смогут сниматься под водой? – сомневался второй режиссер Геннадий Казанский.
Чеботарев улыбнулся:
– Они учились этому целый месяц.
– Когда? – удивился Казанский.
– Со мной, в Азовском море.
***
Главная борьба развернулась за роль Педро Зуриты (коварный жених главной героини). На эту роль претендовали Юрий Яковлев, Олег Басилашвили, Владлен Давыдов и наш дагестанский актер Расми Джабраилов. Однако режиссер отдал предпочтение Михаилу Козакову.
– У вас лицо мерзавца, – вынес свой вердикт Чеботарев. – Вот почему будете играть именно вы.
Сам Козаков потом вспоминал, что обиделся за «мерзавца», но виду тогда не показал.
***
Когда весь актерский состав был сформирован, возникла новая проблема: съемки в Черном море запретили. Причина – акулы, которые водятся в этих водах. Тогда было принято решение проводить съемки в Каспийском море, где не бывает акул. Чеботарев вместе с опытными аквалангистами стал обследовать акваторию Каспия. Спустя время он заявил:
– Здесь нет гротов. А нам нужен своего рода подводный домик. Это место проживания и уединения Ихтиандра.
– А может, в Азовском море? – предложил Геннадий Казанский.
– Но там тоже водятся акулы, – объяснили ему. – И подводный мир не так красив, как в Черном море.
Владимир Коренев вдруг крикнул:
– Да не боюсь я никаких акул! Когда тренировались, то не боялись мы их.
Чеботарев сказал ему:
– Вы не боитесь, но Вертинская боится. И мы боимся за вас. Должны понимать это.
Когда Фурцева узнала о возникших проблемах, то вызвала опытных акуловедов и попросила их выяснить, есть в Черном море опасные акулы или нет. К счастью, оказалось, что нет. В то время там обитали два вида акул: катран (морская собака) и кошачья акула. Эти виды морских хищников являлись не опасными для людей.
***
Основные съемки проходили в бухте Ласпи на Крымском полуострове.
Это была относительно тихая и нетронутая людьми часть побережья, что создавало идеальные условия для съемочной группы. Кроме того, часть съемок состоялась в крымском поселке Кастрополь, а также под крутым склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города снимали в Баку.
***
На съемках каждый день были сцены под водой. Практически все эпизоды артисты играли сами. Дублеры заменяли их только в самых сложных сценах.
Однажды дублер Коренева аквалангист Рэм Стукалов (чемпион СССР по подводному плаванию) спас артисту жизнь.
Ихтиандра привязали к якорю и опустили в море. Под водой Коренева ждал акваланг, но он почему-то не сработал. И тогда Стукалов среагировал мгновенно: сделал глубокий вдох, передал акваланг Кореневу, а сам стремительно поплыл вверх. Все замерли. Быстрый подъем с такой глубины был очень опасен. Самое меньшее, что могло произойти, это разрыв барабанных перепонок. Когда спортсмен поднялся на поверхность, то из его ушей лилась кровь…
Лицом к лицу со смертью оказался Коренев и во время съемок эпизода, когда он прыгает с корабля вместе с цепью, прикованной к его поясу. Конец длинной и тяжелой цепи держал в руках матрос. В какой-то момент он почему-то выпустил цепь, и она чуть не погубила актера. Ведь он бы не смог самостоятельно отстегнуть ее от пояса. Тяжелый металл увлек бы на дно. Спасла быстрая реакция оператора, который снимал сцену: он быстро отшвырнул камеру и смог поймать Коренева.
***
Однако самым сложным было, по воспоминаниям режиссера, смастерить уникальный блестящий костюм Ихтиандру. Да так, чтобы этот наряд сохранил вид и качество под водой и на суше. До этого ничего подобного не снималось в истории кинематографии.
В итоге для костюма была использована специальная ткань, из которой шьют женские штаны и колготки. Ткань обшили 10 тысячами выкрашенных вручную перламутром чешуек. И таких костюмов понадобилось целых четыре штуки.
Премьера фильма состоялась в январе 1962 г. Картина стала лидером проката того года – более 80 миллионов зрителей посмотрели эту невероятно интересную фантастическую драму.
Известный американский режиссер Квентин Тарантино признался однажды, что в детстве очень любил смотреть «Человека-амфибию».
Фильм закупили многие страны Запада и Америки, в том числе Колумбия, Аргентина, Парагвай, Мексика и Куба. Драма получила в 1963 году приз «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в городе Триесте (Италия).
По материалам из открытых источников