Импровизация искусства

Переливаясь, краски то сгущаются, то неожиданно обретают радужный цвет в лучах солнца, придавая загадочную тональность рукотворным композициям. И тогда вылепленные из обычной глины фигурки оживают, существуя своей, отдельной от того, кто их создал, жизнью. В этом загадка и в этом чудесная сила жизни, наполненная законами волшебства.
Школа позади, а впереди…
– Помню, – говорит Разият Алиева, – день, когда впервые оказалась на художественно-графическом факультете, увидела работы выпускников, почувствовала не просто интерес к ним, а самой захотелось ощутить себя частью творческого цеха, сохраняющего традиционное искусство, привносящего в творчество свое видение древних промыслов. И я не смогла выбрать что-то другое для поступления.
Так, по ее мнению, современники выражают само время, пробуждая в душе искреннее желание создавать рукотворные образцы, сохраняя вековую цикличность, народную образность. Необыкновенный интерес у Разият Алиевой вызывала сама возможность получать знания от именитых педагогов, испытывая интерес к керамике, резьбе по дереву. Её подстегивало желание вновь и вновь браться за глину, сначала неподатливую, а потом послушную, когда из-под твоих рук выходило изделие, может быть, не претендующее на искусство, но вызывающее стимул к творчеству. И тогда в голове рождались мысли, как еще выразить себя, чтобы заслужить похвалу педагога.
– Вместе с сокурсниками основное время мы проводим в мастерской скульптуры, занимаясь двумя основными предметами – керамикой и резьбой по дереву, – рассказывает Разият. – Наш педагог Магомед Манилмагомедович в определенном смысле для нас стал божеством, у которого невероятный творческий задел, да такой, что возникает желание заполучить хоть сотую долю его умения создавать обыкновенное чудо, когда от керамических персонажей, композиций исходит энергетика. Искусство начинается с малого, этому нас учит педагог. Появляются опыт и знания того, как, осваивая методику сушки, обжига, мы становимся авторами декоративных тарелок, кувшинов, сюжетных композиций, бытовой утвари. И каждое изделие скорее результат мысли, чем художественного процесса, хотя они неотделимы друг от друга.
Она замечает, что параллельно с основными предметами студенты имеют возможность изучать живопись и рисование, моделирование одежды и ковроделие. Каждое из этих направлений развивает пространственное мышление, требует конструктивного подхода к форме и содержанию, основательной подготовки, изучения материала с точки зрения не только практической, но и теоретической. Ей многое предстоит познать, она увлекается античным искусством, интересна эпоха Возрождения в плане уникальной архитектуры, скульптуры, музыки.
Разият с удовольствием изучает и дагестанское прикладное искусство, считая, что здесь столько неоткрытого, что еще предстоит познать, находя частное в общем развитии современного искусства. В творчестве современных мастеров немало новаций, того самого авангарда, что восхищает, хотя иной раз вызывает разочарование «спецэффектами» псевдоискусства.
– Худграфовские педагоги – настоящие патриоты дагестанского искусства, учат нас пластической анатомии, физиологии самого предмета, из которого со временем рождается профессиональное высокое искусство, если оно по силам творческому человеку, – говорит Разият, вспоминая при этом, как впервые взяла в руки карандаш и краски.
Свобода творчества
– Жила и родилась я в Кули, где, что ни возьми, древние памятники, исторические постройки, исчисляющиеся несколькими веками существования. Благодаря старшей сестре увлеклась рисованием, старалась запечатлеть природу, людей, животных. Родители только поддерживали наше стремление, приобретали краски, карандаши. И сегодня, как будущий педагог, я понимаю, что методика обучения, передача знаний не просто важны. Это дисциплинирует, вырабатывает характер, системное мышление. Школа должна быть во всём, – замечает она, – чтобы иметь возможность со временем вырабатывать свой собственный почерк.
Разият Алиева воспринимает искусство как учебный материал, детально изучает приемы современных и мастеров прошлого, каноны которых и есть то главное, к чему должен стремиться художник. Тот же пленэр влечет её тем, что дает ощущение свободы выражения и мысли, расслабляясь, соединяясь с природой, чувствовать, как по жилам растекаются животворные струйки, наполняя организм силой, обновляя его. И тогда хочется объять необъятное, найти себя в главном. Для будущего педагога важно не только доставлять людям радость творчества, но и передавать выразительность эмоций, то, что волнует, что наполняет душу светлыми чувствами. Свои работы в керамике она воспринимает как возможность придать им живой импульс, к которому её призывают вузовские наставники.
– Каждая работа создается человеческим теплом, живой энергетикой, если погружаться мыслями в то, что выходит из-под твоих рук. И тогда на свет появляется нечто живое. И чем больше в голове размышлений, тем совершеннее авторское мастерство. Тогда каждая работа становится частью творческого процесса.
Разият интересно работать как с глиной, так и с деревом. Трёхвыемчатая резьба по дереву имеет глубокие корни у большинства народов мира, является отдельным направлением в искусстве. В этом стиле создавались многие деревянные шедевры, дошедшие до наших дней.
– Кропотливая работа требует много внимания, – говорит Разият. – И тогда достигается эффект деревянного орнамента.
Так же, как и в глине, она находит здесь те неожиданные сюжеты, что рождают ощущение старины. Дерево привлекает внимание магнетической силой творчества, отсвечивающего поразительным характером, горской экзотикой, кажущейся обыденной и одновременно вызывающей интерес мифологией древних сказаний и притч.
Она по-своему видит дерево и глину, из которой плетет узор, так напоминающий бесконечную вязь ковра. Ее керамическая сторожевая башня, обвитая экзотическим растением, словно горская сакля до небес, в которой живут, охраняя сон и покой своего народа, верные воины. Это тот самый Дагестан, к которому так хочется прильнуть, ощутив горский камень, наполненный теплом палящего солнца. Разият отмечает, что руки должны чувствовать глину или дерево как собственную кожу. И тогда на свет появляется изделие, которое греет душу.
– Мне многое предстоит переосмыслить, – рассуждает она, – закончить вуз, почувствовать себя самостоятельным человеком. Но в одном я уверена: уроки, полученные от педагогов, не позволят мне изменить жизнь, выбрать для себя профессию, далёкую от искусства. Магия творчества все сильнее притягивает меня, ведь дагестанские народные промыслы – это наследие предков, населявших заповедную землю горцев.
В поисках новых форм
Но как в условиях жесточайшей конкуренции, когда рынок заполняют товары из разных стран, можно оставаться в числе востребованных мастеров? Разият уверена, что искусство творить вечное должно подкрепляться бесконечным познанием самого мира, в котором человек должен быть творцом, а не потребителем. И признаётся, что поиск новых форм, синтезируя искусство с современными трендами, обладающими узнаваемой дагестанскостью, явится продолжением традиционного искусства. Для неё та же глина – функциональный материал, из которого создается особый мир не только предметов искусства, но эклектики.
– Я не разделяю дерево или глину на престижную и непрестижную. Желание создавать узор, лепить то, что по душе, соединяется с мыслью о необыкновенности изделия. Меня покоряет сдержанность, скупость декора, лаконичность. Этот начальный опыт со временем может вылиться в произведения, о которых могут судить с точки зрения художественных достоинств. Изготовление и роспись изделий – это всегда импровизация. Мне нравится экспериментировать в различных техниках, цветовых решениях, приближая свои работы к современным стандартам, – говорит она.
Керамика, как и резьба по дереву, это образ жизни мастера, его история. Здесь немало уникальных техник, еще больше секретов, тайн зодчества. Разият Алиева мечтает о выставочной деятельности. И находит удовольствие в том, что ей интересно в мире вещей и мудрых наставников, превративших профессию в увлечение без начала и конца.
Статьи из «Культура»
Театр – это навсегда

Одежда для мечты

Ловить момент – это искусство

Жизнь, прерванная на взлёте

Наследие народа

Шедевры из кожи

Литературная республика

Поэт и воин

Ботишал – это вам не утка

Дом, где жил поэт
