Импульсивность и Смелость
_ В Махачкале прошел показ этнической и современной моды «Этнополис». Известные и молодые дизайнеры представили свои лучшие и новые коллекции костюмов. Многие из них – победители всероссийского конкурса дизайнеров «Русский силуэт». Показ прошел эффектно. У Фатимы Гаджибековой по-другому не бывает. Она – руководитель лаборатории национального костюма в Доме дружбы.
«Этнополис» – молодой фестиваль, в этом году проходит второй раз. Некоторые решения можно смело отнести к pret a porter, тем более что мода на этнический колорит уверенно держится несколько сезонов подряд. Наши модельеры виртуозно объединили стилевые направления, на первый взгляд совершенно немыслимые, не сочетаемые друг с другом. Например, в них легко рифмуются морская тематика и этнопринты. На манекенах ждут своего выхода стилизованные под старину платья, на швейном столе — незавершенные работы. В динамичных ансамблях не место полной гармонии. На переднем плане — смелость и импульстивность.
С портретов на стене лаборатории осуждающе смотрят на мои джинсы горцы и горянки. Это эскизы Фатимы Гаджибековой. На женщинах красивые костюмы, на мужчинах — строгие. Тогда мужчины не любили излишне наряжаться. Графические реконструкции костюмов созданы по старым фотографиям, другие — по устному описанию. На абсолютную подлинность не претендуют.
Останавливает взгляд даргинский танцевальный костюм выразительной расцветки. Мне нравится новый образ в зеркале. Женщинам с эскизов — тоже. Предательские кеды заменили на цунтинские джурабы. Мастерицы в Цунте не могли точно сказать, что означает конкретный узор. Знают, что это обереги и технология вязания передается от матери к дочери. Фатима Гаджибекова добавляет, что у каждого рода были собственные неповторимые узоры и знаки. Они даже передавали какую-то важную информацию. Шифрами, как засекреченные агенты.
Послушав рассказы дизайнера по костюмам о проделанной и предстоящей работе, кажется, что все идеи витают в воздухе прямо над головой, остается только запустить их в жизнь. Прошедший в июле фотомоб, посвященный Дню национального костюма, взорвал Инстаграм. Каждый мог сфотографироваться в национальном костюме на фоне баннеров с изображением аулов. «Поэзия народного костюма» — тоже ее проект, задуманный ещё до работы в Доме дружбы.
– Первый показ был удивительным. Участвовали и известные дизайнеры СКФО, и обычные сельские жители. Они привезли хранившиеся в сундуках костюмы, которые поразили даже знатоков удобным кроем, выдумкой отделок, особым завораживающим колоритом. Национальную одежду надо популяризировать. В идеале – внедрить в обиход традиции ношения национальных и этнических костюмов в стилизованных вариациях. Кубачинцы в этом плане впереди всех. Они с гордостью демонстрируют свои одежды на любом мероприятии. Большой радостью для нас, дизайнеров, было, когда рекомендовали День Конституции РД праздновать в национальных костюмах. Уверена, многие из мужчин никогда раньше даже не примеряли черкеску. При наличии нашей рабочей базы, талантливых модельеров и швей Дагестан вообще должен быть центром моды на Кавказе.
Когда мы говорим о дагестанском костюме, подразумеваем модели 30-х годов прошлого века. Потом была война, и люди переоделись. Но национальный костюм живет, когда развивается, — рассказывает Фатима.
В национальном костюме немало серебряных украшений. Фатима Гаджибекова считает, что это от скифов. Дагестанский костюм — словно слоеный пирог, состоящий из практики шитья Средневековья ХVII-ХIХ веков. Кабардинский, осетинский и абхазский наряды стабильны, выполнены в одном стиле, и специалисты включают их в одну группу — северо-кавказский костюм, оказавший, например, сильное влияние на последнее преобразование платья кумычки. С мужским все гораздо проще. А вот кавказская рубаха в Дагестане появилась в 20-х годах прошлого века, вытеснив рубаху, очень схожую по крою с русской.
Очень огорчает, что теперь люди не интересуются в должной мере своей культурой и историей. А ведь у каждого села были свои наряды. И самое время стряхнуть пыль с бабушкиного костюма и вынести его на улицу. Дизайнеры уверяют: стиль предков — самый красочный, самобытный из всех имеющихся в современной моде.